Юрий Ветров #1 - об аутсорсе и развитии дизайн-системы.

Директор по дизайну в Mail.Ru Group (продукты под брендом “Mail.Ru”).
jvetrau.com

— Привет, Юр. Давай для начала поймем, за что отвечает дизайн-директор по продуктам в Mail.Ru?

Компания делится на продуктовые направления, я отвечаю за дизайн в нескольких из них.

У меня такие группы задач:
- Координация работы дизайнеров, помощь менеджерам в работе с ними.
- Найм и развитие команды.
- Задание направления для дизайна продуктов и его координация.
- Маркетинг нашей экспертизы для усиления бренда (публикации, конференции и т.п.).
- Работа руками, там где хватает времени.

В разных продуктах разная ситуация, поэтому эти обязанности комбинируются по-своему — где-то это всё и сразу, где-то, например, только помощь дизайнеру в развитии. В других подразделениях компании всё устроено по-своему; общий глава дизайна вряд ли возможен, учитывая разнообразие направлений и подходов (игры, социальные сети, e-commerce).

— В прошлом году вы искали аутсорс-дизайнера на продуктовые лендинги. В каком случае вы привлекаете внешних специалистов?

Работа над самим продуктом всегда делается внутри команды. Это позволяет быстро пробовать уйму разных направлений развития и экспериментировать с дизайном; скорость реакции и погруженность дизайнера тоже наилучшие только в таком формате.

Но для части маркетинговых задач (промо-сайты, иллюстрации, баннеры и т.п.), либо там где у нас нет сильной экспертизы и мало практических задач для её развития (например, шрифтовой дизайн, видео-продакшен, брендинг) — иногда обращаемся к внешним студиям. Ещё один повод — если нужно сделать прорыв в продукте и важно посмотреть на проблему со стороны (бывает, что ограничения слишком давят на дизайнеров внутри), здесь иногда заказываем концепты сторонним дизайнерам или студиям (и сами думаем параллельно). Вот неплохо описан процесс работы над брендом My.com, который шёл по такой схеме — be.net/gallery/10980469/Mycom-Identity.

— Вы уже давно занимаетесь развитием своей дизайн-системы Paradigm. Что бы ты сделал по-другому, начиная работать над ней сейчас?

Да, мы начали работу над технологическим фреймворком для дизайн-системы ещё в 2012 году, а первые продукты на ней запустились в 2013. Тогда тема была сырой как идеологически, так и технологически, так что путь приходилось прокладывать по ходу и я уверен, что можно было бы сделать всё гораздо быстрее, имея огромное количество публикаций и примеров, которые есть сейчас.

Я бы начал с идеи токенов (файлов с переменными, которые легко описать и раздавать в любые технологические фреймворки — medium.com/eightshapes-llc/tokens-in-design-systems-25dd82d58421). Мы переводим Paradigm на эту архитектуру с прошлого года и это оказалось настоящей серебряной пулей — здорово сокращает расхождения, очень легко найти общий язык с фронтендом, для многих продуктов это очень дешёвый первый шаг перехода на Paradigm. Весной мы про это подробно расскажем.

— Как ты видишь её дальнейшее развитие?

Ничего особенного, просто чтобы она работала как задумано :) Это самое сложное — хотя дизайн-система начинает давать выхлоп очень быстро, путь к оптимальному состоянию очень длинный.

Из ключевых планов:
- Перевод на архитектуру токенов и замена полу-живого гайдлайна на настоящий живой.
- Раздача токенов в мобильные приложения.
- Перевод большего количества продуктов на дизайн-систему.
- Связка шаблонов в Sketch c настоящими компонентами в коде, чтобы их не пришлось поддерживать вручную.
- Сделать дешёвую адаптацию живого гайдлайна под мобильные. Нам для работы это вообще не надо, но устали получать пинки от сообщества.

Как Reddit аудиторию набирал

Реддит - социальный новостной сайт, который очень популярен за бугром. Несмотря на трешовый дизайн, контент и прочее, у продукта огромная и активная аудитория. Там кипят бурные обсуждения, там можно продвигать бизнес, зарабатывать рейтинг и многое другое. Иногда там можно достать такую информацию, которую вряд ли встретишь где-то ещё.

Вообще, весь сайт держится на активности пользователей. Если они активно, загружают ссылки, голосуют за лучшие материалы, то сайт живёт. Если активности нет, то и посетителям нет смысла туда заходить.

Поэтому на начальном этапе, в 2005 года, когда он только был создан, самая главная проблема заключалась в том, как создать активность? Нужна была критическая масса пользователей, материалов, комментариев, после чего остальные увидят ценность сайта и начнут регистрироваться там.

Критическая масса сама не наберётся. Только в исключительных случаях продукт продаёт себя сам. Как правило, вначале нужно сильно пахать, чтобы привлечь первых пользователей. И только потом, когда проект заработает хорошую репутацию, можно надеяться на органический рост.

Как создавалась активность на Reddit?

Основатели собственными ручками клепали фейковые аккаунты. Они делали это несколько месяцев, имитируя реальную активность на сайте. За счёт этого у реальных посетителей создавалось впечатление, как будто сайт живой и на нём есть реальные пользователи. После нескольких месяцев, кропотливая работа начала себя окупать и пошёл органический рост.

Такую же стратегию использовал сайт Quora (самый популярный сервис вопросов и ответов за рубежом). Два основателя без перерыва создавали новые вопросы и сами же отвечали на них. Потом к ним присоединились первые работники, бета-тестеры. Благодаря этому база вопросов и ответов начала заполняться, сайт ожил, пошёл органический рост.

Да, это непросто. Да, зачастую это приходится делать вручную (хотя, я думаю, что некоторые могут автоматизировать подобные процессы). Но когда других способов выйти из «долины смерти» нет, то и такой хак может оказаться спасительным.

Подумайте над этим вариантом, если вы развиваете что-то вроде онлайн-форума, где на начальном этапе всегда будет дилемма «пустой сайт означает отсутствие пользователей» и «отсутствие пользователей означает пустой сайт». Хотя такая же ситуация есть и у маркетплейсов, и у социальных сетей, где всегда нужно решать эту дилемму.

Источник - https://m.habr.com/ru/company/changeagain/blog/298284/

Синхронизация с заказчиком

И вот мы провели ряд исследований — и что же это значит? Как передать свои идеи заказчику? Как синхронизироваться?

Есть три отличных метода, как на ранних стадиях показать заказчику то, что его ждет на выходе (ну а нашем случае самим понять куда мы движемся)

Вот эти три метода:
-пресс релиз
-идеальный день пользователя
-design challenge

Пресс-релиз
Это описание вашего продукта/редизайна, которое вы могли бы дать профильным СМИ, или приложить в качестве описания для магазина приложений. Пресс-релиз — это взгляд на текущую работу из будущего, как будто работа уже завершена и вы готовитесь к релизу.

Хочу только отметить, что тот пресс-релиз который я привел ниже — отражение нашего видения проекта на начальном этапе — в начале марта. Тогда мы еще не сузили фокус до одних только специалистов, и думали решать проблему всех пользователей сразу.

Итак, пресс-релиз:
«Профи.ру провели масштабный редизайн. Встречайте новое поколение сервиса по поиску услуг.
Взаимодействие между заказчиком и специалистом вышло на новый уровень — удалось построить систему без использования модератора.
Поиск специалиста стал умным — теперь вам не нужно ждать обработки запроса. Система, основанная на нейросети, сама подберет специалиста по заданным параметрам в считанные минуты.
Изменения затронули и работу специалистов — теперь найти работу соответствующую вашим навыкам стало гораздо проще — после регистрации, уже в течении нескольких минут, вы получите доступ в систему и сможете найти свой первых заказ. Это стало возможным благодаря системе автоматизированной проверке документов.»

Вы можете заметить, что первая часть, посвященная клиентскому приложению, выглядит очень натянуто — какие-то нейросети, что-то там улучшают. Видно, что решение мы высасываем из пальца (потому что там не было явных проблем). Поэтому становится логично, что мы в итоге сконцентрировались только на проблемах специалистов.

Карьерный лайфхак 2020

Карьерный лайфхак 2020

ВЫУЧИТЕ АНГЛИЙСКИЙ.

Всё.

Десятки дизайнеров, и, думаю, сотни — с о т н и — совершенно прекрасных ребят, которые хотели в Miro → просто завалились на знании языка.

«Я выучу», «я учил», «мне надо разговориться», «я устроюсь, и сразу буду заниматься», «я забыл, но вспомню», etc.

Нельзя успешно работать на международном рынке, если вы не можете общаться с вашими клиентами.

Нельзя устроиться в международную компанию, если вы не понимаете ваших коллег.

И ещё много чего нельзя.

Что сделать прямо сейчас:

1. Установите английский язык на девайсах. Это простой и быстрый способ погрузить себя в цифровую языковую среду.

Сделайте то же самое с интерфейсами соцсетей и веб-сервисов, которыми часто пользуетесь.

Там в принципе всё понятно и так, а для мозга снизит стресс и порог входа в язык.

|
|
|
Сделайте это сейчас :–)
|
|
|

Что дальше [бесплатно]:

2. Начните каждый день читать статью на английском по интересующей вас теме.

Мозг будет уставать — это ок.
Утром даётся проще, выделяйте на это хотя бы 5 минут.

Читайте любые медиа по интересующей вас тематике или тупо англоязычный твиттер.

Подписки можете скопировать у меня: https://mobile.twitter.com/vladzely

Несколько медиа:

https://www.itsnicethat.com
or
https://www.smashingmagazine.com
or
https://techcrunch.com
or
https://uxdesign.cc
or
https://underconsideration.com

3. Скачайте себе любое приложение по изучению языка (Дуолинго, Бусу, Лингвалео, Мемрайз, етс) и просто тупите 10-15 минут утром и вечером.

Каждый день. Важна регулярность.

4. Пассивное изучение: слушать и читать.

Так как статьи вы уже читаете → дальше аудио и видео. Я мало смотрю кино, но много слушаю музыки, поэтому начал просто с переводов песен.

Нравится песня → гуглите название + lyrics (хотя в эпл мьюзик это уже встроено) → читаете текст, переводите, если не знаете. Затем слушаете вновь.

Нужно учиться различать устную речь.

Если смотрите видосы — то на английском и с английскими субтитрами.

Быстрый старт — ТЕD:
https://www.ted.com/talks

Если вы дизайнер:
https://www.highresolution.design

or

https://www.netflix.com/ru/title/80057883


5. Также важно тренировать активное изучение языка: сначала начните формулировать мысли письменно, затем запишите себя на диктофон → ужаснитесь. И продолжайте.

Важно искоренять корявое произношение. Акцент может оставаться, но важно, чтобы вы были understandable.

6. Если вы совсем 0 и любите, когда кто-то объясняет по видео → гуглите и практикуйте «Полиглот английский 16 часов»

Там есть базовая грамматика + минимальный словарный запас для старта.

7. Продержитесь так месяц → дальше можете вливать бабки.

Куда вливать бабки:
8. Репетитор: вы можете быть удивлены, но репетитор не гарантирует вам прогресс. Он гарантирует вам хотя бы какую-то регулярность.

Два раза в неделю по часу лучше, чем 10 часов в субботу один раз в месяц.

Ну и репетитора как психолога можно менять. Тут вам и Айтолки, и Скайинг, и рекоментации знакомых — последнее самое крутое.

9. Учебные пособия и курсы.

Из книжек → самые базовые и понятные — это два сборника грамматики Мёрфи: красный, элементари и синий, интермидиейт. Они с картинками, очень простым английским + есть задания с ответами в конце.

Так же они есть в виде немного устаревших приложений на телефон, которые стоят как книга, но с возможностью проходить задания интерактивно.

10. Just practice.

Язык — это просто куча часов и практики. Никакого секрета.

Читать, писать, слушать и говорить.

Если вы будете делать что-то одно, то будете уметь что-то одно.

По уровню лёгкости:
Читать → Слушать
Писать → Говорить

Начинайте с самого простого, поддерживайте регулярность и базируйте вашу практику на том, что интересно.

Нет, вы не выучите язык за месяц и даже несколько.

Просто начните им пользоваться и получать удовольствие.

Бонус. Два странных приложения: Tandem и Wakie, где иногда можно найти кого-то адектватного для переписки или созвона.

Это долгий путь, но через полгода вы будете рады, что начали сегодня.

Заботливый менеджер

Классная черта любого лидера — умение подбодрить команду, когда тяжело, и отметить успехи, когда они были.

Материальная мотивация — это то, что итак ожидаемо. С момента подписания трудового договора все уже ждут подъёма зарплаты или премий за хорошую работу (а некоторые ждут повышений за любую работу).

Внезапная забота — это не ожидаемо и всегда приятно.
Я помню, как на прошлом месте работы директор повёл нас в кафе после сдачи сложного госпроекта, к презентации которого готовились до 3 ночи. Это было лет 10 назад. Но я уже не особо помню тяжесть, с которой мы тогда столкнулись.

Или как-то мы делали очень сжатый по срокам проект и к концу срока проекта работали уже без выходных по 12 часов. В последний день срока, переходящий в ночь, я сходил и купил пирожные всей команде. Остановились, попили чая, поболтали и продолжили. Все взбодрились и потом долго вспоминали пирожную паузу. Может и сейчас помнят.

В общем, всегда надо положительно отмечать итоги тяжёлой работы — именно это запомнят, а не только усталость и желание больше не связываться.

Почему так? Ответ есть у психологов 🙂 Даниэль Канеман, в книге «Думай медленно... решай быстро» описывал опыт про вспоминающее «я».

Перескажу кратко.
Подопытному надо было пройти три теста «холодная рука».
Поочерёдно левую руку опускали в один сосуд с водой, а правую в другой. Вода была холодная: 14 градусов Цельсия. Вызывает болевые ощущения, но не сильные.

Левая рука находилась в холодной воде минуту, а потом её доставали и вытирали.
Правая рука находилась в холодной воде тоже минуту, но потом незаметно в воду добавляли тёплой воды и рука ещё 30 секунд была в воде. Тёплая вода подогревала воду всего на 1 градус, но этого было достаточно, чтобы ощутить снижение болевых ощущений.

Потом подопытным говорили — какой же эксперимент ты выберешь третьим: тот, который был для левой руки, или тот, который был для правой? 80% среди тех, кто почувствовал снижение боли, выбрали эксперимент с правой рукой. То есть они были готовы терпеть столько же боли, что и левая рука, но ещё и 30 секунд с небольшим уменьшением.

👉 От внезапной заботы люди готовы сделать больше и лучше

Михаил Греков написал, как сделать удобнее таблицы, с помощью которых пользователи управляют данными (CRM, ERP и прочие системы).

Михаил Греков написал, как сделать удобнее таблицы, с помощью которых пользователи управляют данными (CRM, ERP и прочие системы).

Михаил Греков написал, как сделать удобнее таблицы, с помощью которых пользователи управляют данными (CRM, ERP и прочие системы).

В первой статье разбирается просмотр данных.

1. Рабочая таблица должна занимать максимум места на экране. Как вариант — опция «на весь экран».
2. Объединяйте данные. Если есть данные о фамилии, имени и отчестве, их целесообразно вывести в один столбец ФИО. Должность или роль в системе тоже можно присоединить к ФИО.
3. Бесконечная прокрутка и кнопка «Показать ещё» не подходят для отображения строк таблицы. Делайте постраничную навигацию. Это удобно и для коллективной работы с таблицей.
4. Показывайте по умолчанию больше строк на одной странице: 50, 100, 500.
5. Используйте цветовые индикаторы. Красить строку целиком стоит только при отклонении от нормы.
6. При наличии цветовых индикаторов полезно отображать легенду цветов.
7. Храните пользовательские настройки вида, не сбрасывайте их после окончания сеанса.
8. Связанные сущности (название организации может быть связано с карточкой организации) полезно делать ссылками на соответствующие карточки. Но если таких сущностей в строке много, выделите только полезные в работе.
9. Строка должна подсвечиваться при наведении курсора. Должна быть возможность выделить строку кликом на неё.
10. Нет ничего страшного при появлении горизонтальной прокрутки.
11. В некоторых случаях полезно маркировать просмотренные записи.
12. Должна быть настройка отображения столбцов с системными свойствами (ID, дата создания, автор, дата изменения).
13. Переход к просмотру записи удобно сделать по двойному клику.
14. Иногда удобен режим предпросмотра, когда по клику открывается не вся запись, а сводка по ней, как в Google Drive.

«Строка в таблице часто является прелюдией к просмотру полной информации по записи. На моей практике в 99% рабочих таблиц модальный режим просмотра уступал просмотру записи на отдельной странице».