В Usethics написали о том, как объединить подход персонажей и Jobs to be done

JTBD описывает потребности пользователя по формуле: когда X, я хочу Y, чтобы Z. «Когда я не знаю, как добраться до места (X), я хочу быстро узнать направление (Y), чтобы прийти, куда нужно (Z).

Во подходе персонажей первое место занимает персонаж: как Х, я хочу Y, чтобы Z. «Как турист (X), я хочу быстро узнать направление (Y), чтобы прийти, куда нужно (Z)». Персонажи рассказывают о пользователях продукта, а «работы» сообщают об их ключевых целях.

Подходы можно объединить: установки влияют на вероятность возникновения разных ситуаций, а ситуации влияют на конкретный опыт. На верхнем уровне — персонажи (основные типы пользователей), затем — «работы» (задачи персонажей в рамках определённых обстоятельств), а в основании — конкретные переживания пользователя на разных этапах пути.

У приложения-будильника ключевая работа — проснуться и встать вовремя. Используя JTBD, при редизайне мы не фиксируемся на конкретном решении в виде будильника. Человек может попросить другого человека разбудить или лечь спать заранее, чтобы проснуться самостоятельно и т.п.

Объединённый подход:

1. Выделяем типы пользователей. Думаем, какие индивидуальные особенности могут повлиять на их опыт выполнения работы (базовые шкалы свойств персонажей). Например: соседство с другими в спальне. Выдвигаем гипотезы о персонажах, но не наделяем их социально-демографическими характеристиками.

2. Проводим интервью, где оцениваем участников с точки зрения выделенных свойств, узнаём контекст, делим работу на составляющие («подработы»). Например: Подготовка ко сну → Планирование подъёма утром → Засыпание → Сон → Пробуждение → Подъём. Это не обязательно должна быть последовательность.

3. На интервью выясняем ключевые потребности и цели участника на каждом этапе. Важно, почему человек совершает те или иные действия.

4. Анализируем результаты, подтверждаем гипотезы о базовых шкалах свойств и персонажах, конкретизируем ключевую работу для каждого из них.

5. Составляем карту пользовательского опыта для каждого персонажа. В ней могут быть слои опыта: цели/потребности, опасения, действия, барьеры, инструменты, эмоции.

6. Profit (выявляем инсайты о проектируемом продукте).

https://medium.com/usethics-doc/b35d4174cea3

Про удалённую работу

Обычно такой вопрос не предполагает, что ответ может быть правильным или неправильным. Но 16 марта 2020 года всё не совсем обычно. Сейчас первый вариант ответа — «дома» — мне кажется наиболее разумным и адекватным. Вне зависимости от того, в какой стране вы находитесь. Вне зависимости от того, считаете ли вы себя в группе риска или нет.

В Интеркоме мы перешли на работу из дома на позапрошлой неделе. Очень рад был услышать, что коллеги из Яндекса тоже сегодня остаются дома, и очень бы хотел, чтобы и остальные компании сделали это как можно скорее.

Наверняка все уже читали ту самую статью (https://medium.com/@tomaspueyo/coronavirus-act-today-or-people-will-die-f4d3d9cd99ca) (или её перевод на русский (https://habr.com/ru/post/491974/)) о том, почему мер, которые мы принимаем сегодня для сдерживания коронавируса, всё ещё недостаточно.

Когда в начале февраля писал пост про удалённую работу (http://t.me/desprod/524), совершенно не ожидал, что мне так быстро представится случай это всё попробовать.

Вот мои (очень наивные) открытия после первых полутора недель дома:
- Чтобы организовать рабочий день, теперь нужно больше дисциплины. Приходится явно блокировать в календаре время не только на встречи, но и на сфокусированную работу. Оказалось, что работа дома очень незаметно стремится заполнять собой всё свободное время. И хотя мне никогда не была близка идея разделять работу и жизнь, всё же жить одной только работой тоже не клёво.
- Звонить человеку напрямую в Слаке (Телеграме) — быстрее и проще, чем создавать встречу, делиться ссылкой на встречу, потом эту ссылку открывать отдельно и т. д. И почему мы так раньше не делали? Ну и не надо расшаривать экран — лучше делиться ссылкой на то, что обсуждаем (дизайн в Фигме, документ, доску в Миро и т. д.).
- Созваниваться с коллегами по видеосвязи, чтобы вместе пообедать или попить кофе оказалось очень прикольно. Хотя и звучит как безумие и постмодернизм. Здорово недооценивал, как много мы в офисе болтаем не про работу и как много этого теряется при переходе на удалёнку.
- Надо стараться выходить из дома каждый день! (Если вы не на полном карантине, конечно.) Социальная изоляция не означает, что нужно обязательно сидеть в четырёх стенах. Можно и нужно прогуляться в парке или выйти на пробежку.

Всё, что сейчас происходит — сложно, тревожно, печально и захватывающе одновременно. Супер-интересный глобальный эксперимент по переходу на удалённую работу и обучению. Возможность попробовать что-то новое и научиться чему-то новому. Возможность хотя бы на время немного снизить выбросы парниковых газов (в Китае чистый воздух впервые с Олимпиады 2008-го). Возможность объединиться — мы все через это проходим вместе. Здоровья нам всем.

Открытые семинары и митапы для проф.сообщества и клиентов

На последнем семинаре Nimax коллеги из дружественного агентства спросили — зачем нам это? Вопрос был о непрофильных для агентства темах событий: мотивация команд, HR-брендинг, планирование по ОКР и т.д. Но мне почему-то захотелось рассказать про нашу образовательную программу в целом. План примерно такой:

Два года назад мы искали для Nimax новый офис и оставили в нем 50 м.кв под лекторий. Купили проектор, звук, стулья и запустили событийную программу, о которой давно мечтали и даже придумали название — Brainshare.

Примерно половина мероприятий внутренние, на них собираются наши сотрудники по отделам, специализациям и интересам. Они проводят лекции, ревью проектов, штурмы и просто обсуждения.

Периодически мы делаем открытые семинары и митапы для проф.сообщества и клиентов. Формируем программу, находим спикеров и собираем гостей. На самое большое событие пришло более 200 человек — офис чуть не разорвало 🙁

Нам важно движение вокруг компании, поэтому наш лекторий открыт для других компаний: несколько школ ведут у нас занятия, конкуренты устраивают свои семинары, ассоциации и клубы проводят встречи.

Основная идея — сделать Nimax открытой компанией, частью социума и профессиональной среды.

Но есть и вторая идея. Более сложная в реализации и с которой связаны многие планы. Чаще всего агентства продают свои знания опосредованно, в форме работы. Это сильно ограничивает распространение идей и информации. Наши ресурсы ограничены и мы можем работать только с небольшим количеством клиентов. Это плохо.

Нам бы хотелось делиться знаниями напрямую, чтобы приносить пользу большему числу клиентов/партнеров/сотрудников, с меньшими затратами для них и возможностью заработывать самим. Причем не только в зоне наших прямых услуг: брендинг, разработка, реклама. У нас накоплено много знаний в нетипичных для агентства областях: менеджмент, публичные выступления, HR, обучение, ОКР-планирование и т.д.

Очные семинары и курсы для нас — это полигон. Мы провели множество своих событий и сотни раз выступали на чужих, организовывали обучение для клиентов, вели целый курс в одном из универсистетов Финляндии. Но все это события малого охвата.

В этом году мы начали делать вебинары и записывать электронные курсы. Надеемся, что вскоре оцифруем все свои идеи и знания и перейдем к электронному обучению с широким охватом.

Кратко про решение

То, что наше решение ляжет в плоскость именного мобильного приложения было ясно практически сразу, но мы до последнего предпринимали попытки думать, что это не так.

После нашего исследования мы поняли, что наиболее неоптимизированный процесс, отнимающий кучу сил у исследователей и аналитиков — опрос с картой. При этом, когда мы задали этот вопрос заказчику, он ответил, что с их стороны самый костыльный метод — наблюдение, так как никакого? даже отдаленно похожего инструмента? сейчас нет, все на коленке: сначала бумага, потом специализированный и довольно сложный софт.

Справедливости ради скажу, что, в итоге, мы разделились по методам, и каждый делал свою часть. Поэтому какое-то решение я опишу более подробно.

Итак, наблюдение — метод, который со стороны полевика, вполне удобно делать на бумажной карте, один из респондентов на интервью рассказал о том, что ему удобнее делать быстрые пометки на бумажной карте, а затем, уже дома, все вдумчиво заполнять на компьютере. И если наблюдатель будет вести подробную запись прям в поле — это будет долго и не очень удобно.

Соответственно, нужно было решить, как сделать работу таких пользователей ещё проще, чтобы инструмент, с которым бы они работали, требовал минимум усилий. Как бумага, только круче.

Идеальное решение, когда инструмент сделает всю работу сам: сфотографирует, укажет геопозицию, поможет определиться с классификацией проблемы, чтобы пользователю осталось только добавить краткий комментарий.
Как сделать все эти шаги минимальными усилиями... конечно же при помощи дополненной реальности!
Наводим камеру на неправильно припаркованный автомобиль, ставим виртуальный пин, тем самым указываем точное местоположение проблемы, камера телефона угадывает, что это автомобиль, предполагает доступные варианты ошибок: при этом пользователь не видит огромный чеклист всех возможных вариантов, а лишь один или парочку близких по смыслу категорий; пользователь выбирает подходящую ошибку тапая по экрану.
Таким образом, после выбора нужной категории ошибки, телефон уже знает её геопозицию, автоматически делает фотографию и помогает определиться с категорией, то есть 3 из 4 обязательных шагов заполняются автоматически. Пользователю остается только написать комментарий к ошибке, а ещё лучше, сказать его голосом.
За счет того, что большую часть нагрузки берет на себя телефон, всё внимание наблюдателя может быть сосредоточено на исследуемой улице.

Но что делать с проблемами, которые не укажешь одной только точкой? Например, отсутствие тротуара на протяжении всей улицы, или область с повышенным трафиком пешеходов?

Протестировав приложения в которых используются технологии дополненной реальности, стало ясно, что такие трудные задачи вполне возможно реализовать. На прототипе ниже как раз показан такой случай. Предположим, полевику необходимо выделить целый участок улицы с повышенным трафиком пешеходов, он при помощи камеры строит в пространстве полигон:

Сила комментария

Сила комментария

Комментарий в интерфейсе — это необязательное текстовое поле. В комментарии человек указывает любую дополнительную информацию, которая кажется ему важной:

— На карточке клиента: за что предоставили скидку 20%
— На форме заказа: что в дверь звонить не надо
— В тикете техподдержки: ссылка на обсуждение в багтрекинге

Комментарии в интерфейсах недооценены. Аналитики, дизайнеры, программисты — все мы любим и умеем систематизировать информацию. Поэтому любой объект в интерфейсе представляем как набор полей с конкретным назначением: наименование, почтовый индекс, стоимость.

Но жизнь всегда богаче моделек. И когда люди используют софт, часто получается, что важная информация есть, а записать ее некуда. Тут и приходит на помощь комментарий.

Например, на «Дадате» мы используем систему защиты от сетевых атак. У нее есть интерфейс, где можно заблокировать конкретный IP-адрес. Указываешь IP, жмешь «добавить в черный список», злодей получает бан. Что может быть проще?

Проблема в том, что непонятно, кто заблокировал IP и почему. В большинстве случаев это и неважно, но иногда пригодилось бы для разбора. Решить проблему элементарно — добавить поле «комментарий».

Но постойте, можно же сделать нормальные поля «сотрудник» и «причина блокировки»? Да, можно, но непонятно:

— точно ли нужны именно эти поля?
— действительно ли они нужны?

Добавлять поля просто «чтобы были» — так себе идея. А выяснить реальные сценарии как раз и поможет поле «комментарий». Потом, если что, можно заменить его на поля с конкретным назначением.

Комментарий — элемент хаоса. Но с ним система устойчивее.

Каждый раз, когда ухожу в новые горизонты развития, то выныриваю оттуда только через месяц-два.

Каждый раз, когда ухожу в новые горизонты развития, то выныриваю оттуда только через месяц-два.

Вылезаю, озираюсь по сторонам и понимаю, что забыла про то, что у меня есть я, а значит что-то кроме работы и профразвития.

Отношения и близкие люди заброшены, а социальные связи и сети безжизненны.
Сухи как пустыня, и только перекати поле подгоняемое ветром обнаруживает жизнь, пролетая мимо. И ты стоишь, вынырнувший, смотришь на все это, ветер волосы треплет и песок гонит, солнце в глаза светит, а ты понимаешь что ещё пару месяцев сюда не вернёшься.
Ну и ладно. Я ведь не жалуюсь, а радуюсь самореализации 😄

А ещё знаете, вот это, когда у тебя в жизни (да какой там жизни, я про работу конечно) все изменилось до неузнаваемости, а ты ещё полгода рассказать ничего не можешь.
Ибо ну как же рассказать — а вдруг ничего в результате не получится? Или то что ты рассказываешь «как делаю», окажется ошибкой?
Надо историю сложить, осознать и отрефлексировать опыт, а потом рассказывать.


6 лет назад я начала свою карьеру как UX-исследователь. Саня называл это вагиней глубокой UX-аналитики.

С тех пор всё изменилось несколько раз. И всё имеет цикличность.
Только сейчас, спустя 6 лет, пришло осознание, почему роль одинокого(!) начинающего UX-исследователя в большой айтишной компании так сложна и часто обречена на провал.
Об этом подробно расскажу в следующий раз 😉