Сергей Гуров #2 - путь новичка, студия и фриланс.

Арт-директор в Redmadrobot.
be.net/milkwork

— Почему после долгих лет фриланса ты решил пойти работать в студию?

До фриланса я работал в различных агентствах СПб. Но сейчас понимаю, что я ушел оттуда слишком рано и не получил всего того, что мог бы получить. К тому же за семь лет в агентской работе очень много поменялось. Изменились процессы работы, организация, направления работ. Изменились и мои интересы. Когда я работал в офисе в 2011 году — еще толком не было сервисного направления в дизайне. Точнее, оно было крайне слабое. Сейчас это наиболее актуальный вектор движения. И я сам постепенно двигался от рекламы к сервису. Это было связано с переосмыслением своей профессии. И если в 2012 мне было интересно делать рекламные проекты, то сейчас интереснее делать инструменты, которыми будут пользоваться люди. Очень важно, что в сервисном дизайне можно делать то, что действительно приносит пользу и имеет практический смысл для конкретных людей: моих друзей, племянников, детей. Тогда как рекламный дизайн, в конечном счете, построен на интересах клиента, а не потребителя.

Проще говоря, и я думаю, со мной многие согласятся, реклама — это, практически всегда, в той или иной степени обман потребителя, и дизайнеры участвуют в этом обмане. Это не очень светлая сторона нашей работы. И если взять рекламный проект, то на первом месте будут интересы производителя, на втором особенности продукта и уже на третьем интересы потребителя, простого человека с улицы.

Возвращаясь к Рамсу. Он считал, что дизайн должен быть честным. Конечно это позиция по преимуществу романтическая, чем реалистическая — достаточно выйти на улицу и любой увидит как дизайн врет. Но идеологически эта позиция мне очень близка, поэтому в последнее время я предпочитаю заниматься простыми и честными инструментами, которые облегчают жизнь человека. И в агентстве есть чему поучиться.

— Как дизайнеру-одиночке поддерживать свои навыки на высоком уровне?

Мне кажется, что все зависит от человека. Я знаю дизайнеров-интровертов, которым проще ни с кем не общаться. Одиночество для них — зона комфорта для творчества. В конце концов интернет позволяет общаться на расстоянии, а для дизайнера общение может происходить без слов. Достаточно следить за новыми работами своих любимчиков и копаться в том, что было сделано дизайнерами задолго до нашего рождения.

Лично мне общение нужно. Мой способ мышления завязан на речь и беседу. Когда я с кем-то спорю или доношу свои мысли, то улавливаю много нового в самом процессе подбора формулировок и слов. Скорее всего страдают не навыки, а мотивация на дальнейшую работу. Когда работаешь в одной области лет 20 — очень легко потерять желание и смысл в том что делаешь. Деньги — плохой мотиватор. А в процессе общения с коллегами эту мотивацию можно найти легко, непринужденно и практически бесплатно.

— Дай три совета дизайнерам-фрилансерам.

- Если что то категорически не получается, скорее всего, вы на пороге нового уровня и нового большого опыта.
- Если вы ищете вдохновения — ищите его в смежных дизайн отраслях.
- Не старайтесь изобретать новое. Адаптируйте и переосмысляйте старое.

— Каким ты видишь самый оптимальный путь для новичка, который хочет набраться опыта и найти клиентов?

Правильнее было бы начать с самого низа. Я бы посоветовал пойти в студию и начать с каких-то процессуальных задач, вроде поддержки сайтов. Всякие баннеры, картинки в социальные сети и тому подобное. Если дизайнер не испугается этого, то на выходе получит хороший инструментальный скилл и перейдет на новый уровень, когда ему доверяют реализацию более сложных процессов, вроде дизайна сайтов или приложений. Конечно любое агентство — крупное или маленькое, имеет свой ощутимый потолок. Это определяется бизнес моделью каждого отдельно взятого агентства. И тут надо прислушиваться к себе, задаваться вопросом: Мне есть куда расти в данных условиях? Если не видишь роста — уходи и не жалей. Можно пойти на фриланс, можно попробовать открыть свою студию. Все это так или иначе даст толчок для нового роста.

В прошлых уроках я показывал как взять данные с сайта и вставить их в Скетч

На основе тех же данных можно быстро собрать прототип.

В современном JS для этого есть шаблонизируемые строки, их ещё называют «бэкти́ки» — по типу кавычек, в которые они берутся. Для простых прототипов больше не нужно искать фреймворки и шаблонизаторы. Если вы можете сверстать один элемент — вы можете легко сверстать и список на реальных данных.

Статья на Медиуме: https://medium.com/p/3153e280cfbf

Пример кода: https://codepen.io/detepr/pen/dmxYyX

Скринкаст: https://www.youtube.com/watch?v=gw-EaA2xAgc&t=25s

Хочу вам сегодня рассказать про две книжки, которые недавно прочитала

Первая – "Принципы" Рэя Далио, вторая – "Creativity, Inc" Эда Кэтмелла.

Обе книги – про то, как построить с нуля компанию и создать в ней "свою" культуру. Обе – от практиков, основателей, которые сами прошли весь путь и теперь делятся опытом. И при этом обе книги – бесконечно разные, начиная от стиля повествования и заканчивая самими подходами к лидерству и руководству.

Сразу спойлер: этически и идеологически мне ближе то, о чем пишет Эд, чем то, о чем пишет Рэй, и это определило мое восприятие этих книг. Это мое субъективное мнение, и для кого-то все может оказаться совсем наоборот.

Рэй Далио – создатель одного из самых успешных хедж-фондов Bridgewater Associates. Его книга – это, по сути, монолог о том, как он принимал решения, делал ошибки, строил компанию: первая часть – это его автобиография, вторая – принципы, которые он вывел для себя в течение жизни. Мне это напомнило книгу The Hard Thing about Hard Things (https://t.me/proproduct/681), где первая половина была утомительно детальной, а вторая – сугубо теоретической. Получилось, что эти финальные постулаты оторваны от доказательной базы, поданы как набор некоторых философских утверждений, многие из которых не особо оригинальны и уже не раз звучали в других книгах про менеджмент. Мне такое читать скучно: я не верю автору на слово, я хочу с ним живой дискуссии через книгу – а это создается через описание процесса мышления, проб и ошибок, через которые он прошел. Это частично есть в первой части, но с точки зрения структуры текста не соединено со второй.

Напротив, Эд Кэтмелл, президент Pixar и Walt Disney Animation Studios, рассказывает историю. Его размышления и принципы удачно вплетены в общую канву повествования, с большим количеством примеров из его работы в качестве руководителя. Изначально книга читается как документальный роман о создании Pixar, но в итоге ты остаешься с миллионом записей и мыслей о лидерстве. И, что было особенно важно для меня, о лидерстве в креативных индустриях. Многие книги о менеджменте написаны людьми, которые работали на производстве или пытались сделать его более эффективным. Да, конечно, креативность тут важна в верхах, но менеджмент в большинстве случаев сводился к оптимизации расходов/доходов. Люди в этих условиях – не больше, чем ресурс. Таичи Оно и его изобретения в Toyota, безусловно, гениальны, но стоит ли проводить аналогию с разработкой продуктов? Правда ли, что у нас такой же конвейер, и все сотрудники одинаковы и заменимы?

Я считаю (и мой предыдущий опыт подтверждает), что лучшие продукты создают креативные коллективы, не конвейеры. И это значит, что тут нужен совершенно другой подход. В книге Эда Кэтмелла огромное количество советов на эту тему: как создать пространство для креативности, как дать людям свободу и автономию, как при этом укладываться в сроки и бюджеты. Это уникальный кладезь идей для любого менеджера в нашей индустрии. Я думаю, что перечитаю эту книгу еще раз через несколько лет и найду в ней какие-то новые смыслы и мысли.

Рэй Далио пытается проанализировать все аспекты работы, свести все к метрикам и понятным фреймворкам. Это вполне естественное желание: нашему мозгу так проще, кажется, что все под контролем, – вспомнить про тот же тейлоризм. Эд Кэтмелл выводит нас на другой уровень и говорит, что менеджер должен осознать и принять – многие вещи не подвластны нашему контролю.

“If you’re sailing across the ocean and your goal is to avoid weather and waves, then why the hell are you sailing?”

Знайте про производственный менеджмент, учитесь креативному лидерству ^_^

Несколько полезных вопросов, чтобы начать думать стратегически

80% стратегии – это глубокое понимание вашего рынка и ваших пользователей; 20% – это диагностика проблем/трендов и создание рекомендации по тактике и политике.

Мы сейчас не будем вдаваться в детали, но, если вы хотите сделать карьерный скачок и начать отвечать за стратегию, рекомендую начать с тщательного изучения рынка, на котором вы работаете. И вот еще несколько вопросов, которые вам помогут:

1. Кто наши конкуренты и что о них говорят пользователи? Проверка: прямо сейчас назовите как минимум 7 ваших конкурентов. Ответ "мы одни такие в голубом океане" не принимается. Почитайте вот это (https://medium.com/no-flame-no-game/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-jobs-to-be-done-%D0%B8-job-stories-4c57c1dc84cf)

2. По каждому конкуренту – назовите как минимум 3 вещи, которые они делают не так, как другие. Почему они их делают не так?

3. Что случилось в жизни ваших потенциальных пользователей, что они начали поиск нового продукта? Что изменится в жизни ваших потенциальных пользователей, если они перейдут с решения конкурента на ваше? Что изменится в жизни ваших пользователей, если у них заберут ваш продукт?

4. Какие 3 ключевых события случились на рынке, на котором вы работаете, за последний год? Почему они важны?

5. Какие уникальные сильные стороны есть у нашего продукта? Почему мы в наилучшей позиции, чтобы решать проблемы, которые мы решаем? Почему мы должны это делать именно сейчас?

6. Что мы НЕ будем делать в ближайшие три года?

Очень много информации можно найти просто поиском в гугле и через уточнение запроса; если вы в b2b - идите на специализированные форумы и чаты.
Я выделяю как минимум 2 часа в неделю, чтобы делать подобный мониторинг + слежу за новинками на ProductHunt и в отраслевых изданиях.
Это потрясающая точка роста - в том числе, для развития продуктового чутья и генерации идей.

Артём Полтавцев написал о формах записи в салоны красоты

Часто салоны работают с сервисами вроде YClients и Sonline. Виджет сервиса не общается с сайтом салона, и все параметры записи пользователь выбирает через виджет: услуга, студия, мастер, время. В этом случае структуру сайта лучше максимально упростить.

Сервис GBooking можно связать с сайтом по API. Логика заказа: выбор первой услуги → выбор студии → добавление услуг → выбор мастера и времени. Выбор первой услуги ограничивает выбор студий, так как не везде может быть одинаковый набор специалистов и оборудования.

Рекомендации:
— Не отвлекайте пользователя. Предлагайте подписаться на ваши соцсети только после того, как он записался. И предусмотрите за это вознаграждение.
— Покажите, какие шаги надо сделать для записи.
— Сообщите время, которое займёт услуга.
— Дайте возможность записаться по телефону или через мессенджеры. У таких услуг есть много нюансов, которые клиент может захотеть уточнить.
— Дайте возможность записаться, не выбирая услуги. Пусть клиент сообщит желаемое время и свои контакты, чтобы остальное уточнить по телефону.
— Добавьте опции, например, выбор молчаливого мастера.
— Дайте удобный способ отменить или перенести запись без звонка в салон.
— Расскажите о сотрудниках и дайте начать запись с конкретного мастера. Постоянным клиентам будет проще записываться к любимым мастерам.
— Напоминайте клиентам о записи.

https://vc.ru/design/70728

О собеседованиях и найме

На днях прочитал отличную статью (https://vas3k.ru/inside/46/) о собеседованиях и найме. Написано в основном о том, как нанимать программистов, но озвученные мысли подходят и для остальных. Идеи близки мне по духу, потому что я считаю, что типичные собеседования это пустая трата времени. Вопросы о сложности алгоритмов или о бинарных деревьях не покажут ничего, кроме того, что человек об этом слышал и запомнил, а интервьюер тешит своё эго, потому что прочитал об этом 5 минут до интервью. А заставлять писать код на бумаге или на доске это вообще лютый зашквар.

Требования к будущим сотрудникам отличаются в каждой компании. Мы, как стартап, в первую очередь ориентируемся на то, чтобы человек был командным игроком и умел делать работу. Под "умел делать работу", подразумевается – брать и делать, без отговорок. Идеальный кандидат понимает бизнес и почему принимаются те или иные решения. Он готов иногда писать неидеальный код для быстрого тестирования гипотез. Он не пытается строить архитектуру на века, если в этом нет необходимости и не решает несуществующие проблемы. Такие качества человека проявляются в разговоре "за жизнь". Наблюдайте, как человек рассуждает, какие вопросы задает, как анализирует информацию.

ОК, на этом этапе определились, что человек нам нравится и мы готовы с ним работать в одной команде. Но как проверить технические знания? Для меня лучший тест – это сесть и вместе решить задачу, которую сами недавно решали в продукте. В таком варианте интервью будет сразу понятно как человек мыслит, как строит логические цепочки, какие аргументы за и против приводит, какие потенциальные проблемы видит, на какие грабли наступал и т. п.

После этого даём возможность задать вопросы о нас, чтобы понять заинтересован ли кандидат работать в компании в принципе. Ну а после этого жмём друг другу руки и готовим оффер, либо письмо благодарность за потраченное время.