Не начинать с отмазки и нытья

Плохая практика начинать свой рассказ с отмазки, давления на жалость и запроса преференций:

  • Версия пока сырая, не судите строго.
  • Я, конечно, не профессионал в этом, но пара комментариев у меня есть.
  • Возможно, вам совсем не понравится, главное собрать обратную связь.
  • Я понимаю, что уже много есть статей на эту тему, но у меня ещё не было.
  • Я понимаю, что вы устали — постараюсь рассказать побыстрее.
  • Это мой первый проект, надеюсь, что вы не будете меня сильно критиковать.
  • Мне не рассказать так круто, как это сделал прошлый докладчик, но всё равно послушайте.
  • ... и т.д. и т.п.

Зачем ты мне это показываешь, если не хочешь, чтобы я дал честную обратную связь?
Если сам знаешь, что показываешь откровенное Г., то зачем вообще показываешь?
Если у тебя нет опыта, но ты почему-то взялся и написал/сделал — почему я не должен критиковать?

В общем, или вообще не делайте, или рассказывайте, показывайте и пишите уверенно — появятся вопросы, тогда и поясните. Преждевременные отмазки никому не интересно слушать.

Первое занятие, 16.01.2018. Блок исследования.

Часть первая, знакомство.
Преподаватель блока — Алина Ермакова, эксперт в области исследования пользовательских интерфейсов.
Сейчас Алина руководит отделом исследований пользовательского взаимодействия в Сбербанк-Технологии. Как оказалось, мы с ней пересекались на обучении основам юзабилити, которое она проводила в рамках курса повышения квалификации около года назад (в это время я работал продуктовым дизайнером в сбертехе).

Самое главное, что должно было произойти в первый день учебы — распределение студентов по проектам, с которыми мы будем работать ближайшие 1,5 месяца. По прошествию этого времени будет защита, причем серьезная — с презентацией и жюри.
Но перед тем, как начать распределение проектов Алина рассказала лекцию о том, зачем дизайнеру может понадобиться исследование. Я сжато передам основную мысль.

Она привела очень интересную аналогию о естественном ходе вещей при взаимодействии человека с природой.
Ведь в природе очень многие процессы проходят сами по себе, не требуя от нас какого либо участия. Солнце восходит и заходит, зима сменяется весной. Процесс зарождения жизни начинается независимо от желания женщины. Это процессы, которые просто есть и они встроены в нашу жизнь так, что мы не замечаем этого.
Так же и идеальный продукт должен максимально незаметно и органично влиться в жизнь пользователя, словно это само собой разумеющийся процесс, который всегда существовал.
Один из самых известных примеров «встраивания» в естественный ход жизни — магазины икеа. Попадая в них мы переходим в состояние потока, где нас за ручку ведут по уютным интерьерам в которых нет окон и не ощущается время, нас в нужный момент угощают недорогой и вкусной едой, в икеа каждый элемент лежит на своем месте и появляется только тогда, когда ты максимально готов взять его и положить в свою корзину. И это работает.

Исследование — это как раз о том, как увидеть естественное представление людей о ходе того или иного процесса, будь то покупки, занятия спортом или посещение выставки. Конечно же тут никуда без эмпатии и основ психологии. Об этом всем мы и будем говорить на блоке исследования.

4 правила хороших видео

Сегодня делюсь кусочком нашей внутренней документации о том, как записывать понятные для коллег видео.

Когда хочется продемонстрировать баг, нужно показать результат работы по задаче, показать как работает интерфейс — лучше говорить, чем писать. Чтобы передать мысль быстро, а не ждать назначенной встречи, мы прибегаем к «лумам» — коротким видео, записанным при помощи https://useloom.com.

Чтобы лум сэкономил время тебе и коллегам — соблюдай простые правила:

— Не молчи. Хороший лум — это не урок из скучного курса, а живой рассказ живого человека. Когда ты молча возишь мышкой по экрану — это понятно только тебе.
— Включи камеру. С живым человеком гораздо приятнее общаться, чем с его экраном. И пофиг, что на фоне любимая рюмочная — живое общение всё компенсирует.
— Не тяни время. Если твое видео можно уместить в минуту — не записывай пятиминутный сериал. Цени время коллег.
— У готового видео обязательно укажи заголовок. Когда твоя проблема называется «HTTP://LOCALHOST:3000», её не очень хочется решать. Клёво — когда тема понятна сразу: «Не отправляется заказ с дробной ценой», «тормозит загрузка картинок» и т.д.

Наталья Стурза рассказала, что на сайтах российских банков мешает клиентам (предпринимателям) выбрать оптимальный тариф.

Тёмные паттерны и просто плохой дизайн:

  1. Важные условия и ограничения написаны мелко и малоконтрастно, чтобы человек не обратил на них внимания.
  2. Тарифам даны эмоциональные названия. Например, тариф «Успех» (подороже) и «Лоукост» (самый дешёвый).
  3. Некоторые важные условия тарифа есть только в огромном документе со всеми условиями. Например, показаны только лимиты, но не показано, что будет после их превышения.
  4. Сломана привычная логика отображения информации. Например, показаны сначала свойства тарифа, а потом стоимость. Или показаны тарифы слева направо от большей стоимости к меньшей.
  5. Общие формулировки и канцеляризмы.
  6. Все тарифы показаны на отдельных страницах без единой сводной таблицы.

Как делать:

  1. Расположите тарифы по возрастанию цены и предложения.
  2. Выделите приоритетный тариф с помощью дизайна.
  3. Дайте сравнить, но не больше 4 тарифов в таблице.
  4. Называйте тарифы осмысленно, без манипуляций и оценок.
  5. Чётко прописывайте 4 главных критерия: абонентскую плату, количество бесплатных платежей, комиссии за снятие и пополнение наличных, лимиты и комиссии на переводы физлицам.
  6. Давайте ссылку на подробное описание тарифов.
  7. Отдельно выносите скидки, они интересны только продвинутым пользователям.
  8. Прописывайте пункты на языке пользователя: вместо «платежи» — «платежи юрлицам и ИП».
  9. Расскажите про превышение лимитов.
  10. Дайте посмотреть цены при ежемесячной оплате и оплате за год вперёд.

https://vc.ru/design/90038

Ментальная емкость

Ментальная емкость

Поговорим о емкости мышления, емкости умственной деятельности или ментальной емкости.

Перед тем, как ответить на сложный вопрос, мы думаем и только потом отвечаем. Если мы вынуждены принять решение, мы хотим знать все условия, тогда решение принять не сложно. Но даже если мы знаем все условия, а решение может повлиять на нашу жизнь, это решение дается нам не просто. Что уж говорить о принятии решений в условиях неопределенности, с чем каждый день сталкивается предприниматель — это тяжело.

Слабые руководители отказываются брать на себя ответственность в условиях неопределенности или взаимозависимости, когда результат зависит не только от них.

Но насколько тяжело принимать решения? Сложно ли выбрать одежду утром, в которой пойти на работу? Не очень, но этот процесс тоже требует приложения умственных усилий.

А что на счет сложной деятельности в условиях стресса? Например, прямо перед встречей, на которой будет решаться важный вопрос, вы получаете ужасную новость. Это стрессовая ситуация. Легко ли вам будет провести встречу? — очевидно, сложнее.

Приведу еще один знакомый спортсменам пример. Когда мы выполняем тяжелую работу, близкую к пределу физических возможностей, мозг начинает уговаривать нас остановиться. Нам требуется сделать дополнительное усилие над собой — терпеть не только физическую боль, но и бороться с собой ментально, чтобы продолжать терпеть.

Теперь давайте представим, что принятие решений от самых незначительных до очень важных, стресс от конфликтов или сложных переговоров, сила воли во время занятий спортом, умственная борьба с самим собой — все это одна сущность. Назовем это ментальной энергией.

Необходимо осознать, что у каждого человека эта энергия ограничена по объему и составляет ментальную емкость. Нам кажется, что мы можем бесконечно принимать решения, но это не так. Качество каждого последующего решения будет хуже после истощения ментальной емкости.

Именно поэтому профессиональные спортсмены выключают телефоны во время сборов и фокусируются только на своем деле. Другие собирают все вещи за день до соревнования, расписывают чеклисты и всячески ограничивают себя в принятии лишних решений, чтобы в день соревнования мозг не отвлекался ни на что.

Осознание существования ментальной емкости открывает огромные возможности перед каждым человеком. Это позволяет по-настоящему понять смысл фокусировки на деле и важность состояния потока.

Имеет смысл увеличивать объем ментальной емкости с помощью тренировок. Для этого необходимо постоянно выходить из зоны комфорта. Это касается любой профессиональной деятельности.

Несколько полезных вопросов, чтобы начать думать стратегически

80% стратегии – это глубокое понимание вашего рынка и ваших пользователей; 20% – это диагностика проблем/трендов и создание рекомендации по тактике и политике.

Мы сейчас не будем вдаваться в детали, но, если вы хотите сделать карьерный скачок и начать отвечать за стратегию, рекомендую начать с тщательного изучения рынка, на котором вы работаете. И вот еще несколько вопросов, которые вам помогут:

1. Кто наши конкуренты и что о них говорят пользователи? Проверка: прямо сейчас назовите как минимум 7 ваших конкурентов. Ответ "мы одни такие в голубом океане" не принимается. Почитайте вот это (https://medium.com/no-flame-no-game/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-jobs-to-be-done-%D0%B8-job-stories-4c57c1dc84cf)

2. По каждому конкуренту – назовите как минимум 3 вещи, которые они делают не так, как другие. Почему они их делают не так?

3. Что случилось в жизни ваших потенциальных пользователей, что они начали поиск нового продукта? Что изменится в жизни ваших потенциальных пользователей, если они перейдут с решения конкурента на ваше? Что изменится в жизни ваших пользователей, если у них заберут ваш продукт?

4. Какие 3 ключевых события случились на рынке, на котором вы работаете, за последний год? Почему они важны?

5. Какие уникальные сильные стороны есть у нашего продукта? Почему мы в наилучшей позиции, чтобы решать проблемы, которые мы решаем? Почему мы должны это делать именно сейчас?

6. Что мы НЕ будем делать в ближайшие три года?

Очень много информации можно найти просто поиском в гугле и через уточнение запроса; если вы в b2b - идите на специализированные форумы и чаты.
Я выделяю как минимум 2 часа в неделю, чтобы делать подобный мониторинг + слежу за новинками на ProductHunt и в отраслевых изданиях.
Это потрясающая точка роста - в том числе, для развития продуктового чутья и генерации идей.