Модель двойного алмаза

Если дивергентное мышление — это поиск множества решений одной проблемы, то противоположным ему будет конвергентное мышление — отсекание всего лишнего, анализ вглубь.

На чередовании этих двух способов мышления строится модель двойного алмаза — вначале вы даете волю своей фантазии и смотрите максимально широко, подбирая разные варианты решения; после чего наступает анализ найденной информации, отбирается самое важное и поле зрения сужается до нескольких конкретных проблем.

Если рассматривать этот процесс в рамках разработки продукта, то получится примерно такая история:

  • Приходит заказчик, на основе брифа вы начинаете исследовать: собираете максимум информации о проблеме, проводите опросы, интервью, пробуете продукт на себе, фиксируете инсайты — стараетесь максимально погрузиться в эту среду и выявить реальную проблему пользователей.
  • Далее наступает этап фильтрации, полученная информация анализируется, отбрасывается всё лишнее, чтобы в итоге сфокусироваться на самых важных проблемах.
    Вновь приходим к заказчику — показываем найденные проблемы, согласовываем, уточняем бриф.
  • Дальше начинается второй этап дивергентного мышления, когда на основе отобранных проблем генерируют максимальное количество идей, решающих эти проблемы. Затем вновь переходим в фазу конвергентного мышления — тестируем решения, отфильтровываем неработающие фичи.
  • После всех этих шагов готовый и протестированный набор решений можно оформить в финальный дизайн и передавать в разработку.

Фабрицио Тейшейра и Тайо Брага написали, что может сделать дизайнер, чтобы цифровые продукты, над которыми он работает, становились этичнее.

Несколько цитат:

В погоне за кликами и просмотрами технические платформы ищут новые способы использовать человеческие инстинкты (стыд, лень и страх). Цифровой фастфуд обещает пользователям быстрое удовольствие, но оставляет после себя только экзистенциальный вакуум.

За последние несколько десятилетий мы помогли создать корпоративную культуру, которая систематически ставит краткосрочные выгоды выше долгосрочного здоровья продукта.

Хотя мы понимаем, что такая тактика — проектирование ради метрик — реально не всегда полезна, мы называем свои методы позитивно: взлом роста (growth hacking), геймификация и петли вовлечения. Мы стараемся не думать о возможных пагубных последствиях.

«Пока мы не начнём измерять то, что ценим, мы будем переоценивать то, что измеряем», — Ким Гудвин.

Представьте: девушка присоединяется к ЛГБТК-хору в колледже. Руководитель хора добавляет её в группу в Facebook, и Facebook автоматически делится этим действием в новостной ленте студента. Однако девушка ещё не рассказала семье о своей сексуальной ориентации. Могут ли продукты случайно нанести вред?

Несмотря на то, что тёмные паттерны приносят краткосрочные выгоды, эксперты сходятся во мнении, что внедрять их в бизнес — плохая идея. Первоначальный рост числа новых пользователей редко приводит к увеличению числа постоянных клиентов, поскольку обман подрывает доверие.

Мы знаем, что призывать к изменениям легче, чем их осуществить. Реальность корпоративного мира суровая и оставляет очень мало места для всего, что не приводит к краткосрочным бизнес-результатам. Дизайнеры имеют уникальную возможность запустить изменения, влияя на продуктовые решения, высшее руководство и самих пользователей. Чтобы в мире произошли изменения, которых мы хотим, нужно с чего-то начать самим.

https://awdee.ru/world-needs-a-tech-diet/

Три снайперские техники дизайна

Три снайперские техники дизайна

Сначала переформулировать задачу. Описать задачу в понятных и простых понятиях. Человеческие проблемы, главное и второстепенное, причины и следствия. Затем описать задачу в пяти словах. Например, «создать удовольствие знакомства с новостями» или «помогать человеку выбирать только нужное» и подобное. Формулировка — ясность мысли. Чтобы правильно объяснить себе цель и задачу нужно досконально изучить поведение людей, мотивы, привычки и то как уже реализуются потребности людей в повседневности.

Второе. Сразу выделить, собрать самые очевидные решения, самые первые гипотезы. В этих идеях все сила и вся банальность будущих решений. Собрав вместе все очевидные, привычные идеи и гипотезы решений — двигайтесь в самом радикальном направлении решений, что возможно сам дизайн не потребует дополнительных усилий и ресурсов. Всегда думайте о легкости и простоте решения как о самой радикальной форме. Старайтесь сразу идею оформить так, чтобы можно было ее проверить. До того как спросите у коллег — спросите о решении у людей для которых вы создаёте дизайн.

Третье. Создавайте альтернативы визуального решения. Много разнообразных форм графики. Все, что способно увлекать человека , привлекать взгляд, быть зрительно необычным, но при этом знакомым по потенциальным возможностям функциональности. Самые простые решения в дизайне — на вершине огромной горы эскизов. Каждый визуальный приём, цвет, положение в макете, шрифт, форму — объясняйте смысл. Почему так? Почему это будет помогать? Как это улучшит впечатление человека?

Это три простые техники. Очевидные и простые. Но с ними не промахнешься.

Как спрашивать «зачем»?

Как вы помните из заметки про фичреквесты, которые не стоит выполнять (https://t.me/pmdaily/98), вопрос «зачем?» — самый важный вопрос, который нужно задавать любому представителю бизнеса, который пришел к вам с задачей.

Однако задавать постоянно этот вопрос не так уж и просто: если в лоб спрашивать у каждого постановщика, зачем ему эта задача, он может и обидеться — к вам же пришли, оторвались от важных дел, подумали головой, а вы тут сидите с умным видом и объясняете, что делать ничего не нужно.

Вот пара трюков, чтобы процесс задавания вопросов пошел легче:

  • Объясните, чем вы можете помочь, имея это знание. К примеру, только вы знаете все уголки системы настолько, чтобы не пилить новую фичу, а предложить уже существующую похожую.
  • Поговорите про цифры: «Подскажи, какие показатели мы прогнозируем в результате?». Когда вы говорите про цифры и гипотезы, то вы находитесь максимально далеко от личности постановщика задачи, а значит ему будет спокойнее отвечать на ваши вопросы.
  • Расскажите, что понимая конечный результат, вы забираете на себя больше ответственности — если в конце спринта будет говно, то виноваты будете вы сами, а не тот, кто плохо поставил вам задачу. Для постановщика это выглядит как делегирование, а делегирование любят все менеджеры

А тем временем, уже прошло 3 занятия

На второй лекции нам рассказали про дорожную карту, по которой будет проходить наша работа над проектом. Построена она по принципам дизайн мышления (ДМ).

Я встречал различные формулировки дизайн мышления, Алина охарактеризовала ДМ следующим образом — это методология творческого поиска в условиях неопределенности, нацеленная на выявление и решение ключевой пользовательской задачи.

По сути ДМ — это решение проблемы, запрос на которую указал пользовать. Есть мнение, что проводить ДМ нужно в первую очередь для бизнеса (заказчика), чтобы обосновать ему, почему нужно делать удобно, решая проблемы пользователей, а не только бизнеса.

В любом случае, ДМ, это самый настоящий инструмент, позволяющий путем набора определенных методов выявить сначала проблему, а затем сгенерировать обоснованное решение.

У меня несколько раз была возможность поучаствовать в полноценной сессии дизайн мышления, но, в итоге, так и не срослось.

Надеюсь, после прохождения этих этапов в рамках нашего проекта, и мне и вам станет яснее, что из себя представляет процесс ДМ.

Сейчас наша команда активно работаем над первым этапом — эмпатия, в ходе которого мы должны провести глубинное интервью с пользователями, выявить их мотивацию, ценности, страхи и опасения.
Мы уже успели провести несколько встреч с заказчиком, а на сегодня у нас запланировано целых пять интервью с людьми, непосредственно выходящими в поле — полевиками.

О том, что интересного нам рассказал заказчик и как мы составляли методологию для интервью с пользователями, я постараюсь рассказать на этих выходных, ибо времени, действительно, стало катастрофически не хватать.

Приходится объяснять хорошим профессионалам своего дела самые базовые вещи о людях.

Если вы преподаете, или занимаетесь проектированием, дизайном, управляете командой, преподаете мышление и дизайн, вы постоянно упускаете главное — воспитание воли. Человек не знает чего хочет, вы сами толком не знаете ответа на этот вопрос. Чего вы хотите от себя?

Видите, как блуждает мысль, как она ускользает от главных жизненных мотивов, от правды самореализации, от смысла усилий и желания радоваться своему знанию, умению. Создавая учебную программу или дизайн сервиса, объекта, системы — ты обращаешься к неосознанному в человеке к его воле.

Воля в человеке это как ключи от всех дверей, универсальная карта маршрута к любой цели. Мне в жизни повезло с приложением сил, я вкладывал себя в людей и в их волю быть просто хорошими людьми дела. Мне повезло полностью реализоваться в тех с кем было общее дело — обучения, дизайна, развития мышления и воли. Могу точно сказать, что так как меня знают дома, так меня и знают мои выпускники.

Когда человек приходит учиться делу, профессии, навыкам, он все время дорисовывает в воображении образ — новенького, свежего, хорошего себя. Этот образ и есть образование — передача образа новой роли в жизни. Образ этот создает две силы — желания быть и умения держать курс. По этой причине я часто студентов называю курсантами — у них должен быть курс, направление, маршрут к нужному образу. У студента может быть студень, бесформенные ожидания, у курсанта — курс. Я лично всегда работал с курсантами, со студентами работали остальные.

Учить людей творческому формированию воли, воспитанию мотивов, выстраиванию постоянного движения к собственным интересам, а уже на этом фундаменте давать прикладные знания, учить учиться.

Сколько вы выбрасываете в мусор времени и драгоценного внимания обсуждая профессию, навыки, инструменты, но не обсуждая то простое и человеческое — что человек считает в жизни равным себе и достойным себя. От этого и постоянные перегорания творческих лампочек, темнота разочарования в себе, потеря смысла в работе, надуманные страхи и упреки людям, которых любишь.

Воля воспитывается не через усилия, не через дисциплину, а через осознание ценности того к чему ты устремился, созерцание длительности маршрута, где каждый поворот и подъем не пугает, а возбуждает и мобилизует силы и желания. Там на горизонте не бывает ничего привлекательней самого себя. Встретить на пути тех кто равен тебе, нужен тебе, ценен тебе и успокоиться на миг.

Можно тридцать лекций провести, сотни слайдов показать, дать дюжину заданий и не решить главное — не воспитать воли человека самостоятельно желать развиваться, постоянно находить себе ответ «почему».

Человек однажды научившись себя слышать, себя вдохновлять, пугать, настраивать, проклинать и подталкивать прет по жизни к любой цели не как танк, а как счастливый человек желающий быть равным самому себе. Он так и работает, с огоньком своего собственного удовольствия.
— Чего вы хотите от себя?
— Быть равным самому себе! Больше никому.

Тогда человек находит себя в желаниях, он не распыляется, не перескакивает с одной жизненной роли на другую. Он обретает знание о том кем быть — собой. Без воли желать для себя быть равным себе не выстраивается ничего. Человек окружает себя людьми — равными себя, работой, любовью, целями — равным себе.

Воля ненавидит гордость и тщеславие — главные барьеры к счастью. Волю не тренируют, ее выращивают удобряя последовательностью действий раскрывающих человеку самого себя. Начните с того, что не вы знакомитесь с учеником, а он начинает узнавать на что способен и к чему у него душа бежит и торопиться. Эта торопливость, суетливость и радость души, ее трепет позволяет не добиваться, есть в этом слове добивающая агрессия, а влюбляться в саму суть. Человек влюбляется в продуманность дизайна, ученик влюбляется в усложнение материала познания, сама трансформация того как человеку интересно мыслить, думать, играть идеями — любовь к работе ума.

Дизайн-снайпер, [28.06.20 20:53]
Есть секрет, который поймут профессионалы. Задача и назначение воли — воспитать в человеке любовь настолько, чтобы в подключении, вовлечении воли было как можно меньше поводов. Научив человека использовать волю мы учим тайне — долгу любви. Если ты равен самому себе, если нашел любимое дело — тебя не тяготит долг, не тяготит труд и ответственность. мы ведь любимым не даем в долг, мы считаем счастьем быть и принадлежать всецело любимым. Обучать надо этому изначально — воспитанию воли полюбить в себе равное тебе. Равное тебе дело. Равное тебе ценное. Равное тебе любимое. Извините за многословие — но все именно так.

— Чего вы хотите от себя?
— Быть равным самому себе! Больше никому.