Как спрашивать «зачем»?

Как вы помните из заметки про фичреквесты, которые не стоит выполнять (https://t.me/pmdaily/98), вопрос «зачем?» — самый важный вопрос, который нужно задавать любому представителю бизнеса, который пришел к вам с задачей.

Однако задавать постоянно этот вопрос не так уж и просто: если в лоб спрашивать у каждого постановщика, зачем ему эта задача, он может и обидеться — к вам же пришли, оторвались от важных дел, подумали головой, а вы тут сидите с умным видом и объясняете, что делать ничего не нужно.

Вот пара трюков, чтобы процесс задавания вопросов пошел легче:

  • Объясните, чем вы можете помочь, имея это знание. К примеру, только вы знаете все уголки системы настолько, чтобы не пилить новую фичу, а предложить уже существующую похожую.
  • Поговорите про цифры: «Подскажи, какие показатели мы прогнозируем в результате?». Когда вы говорите про цифры и гипотезы, то вы находитесь максимально далеко от личности постановщика задачи, а значит ему будет спокойнее отвечать на ваши вопросы.
  • Расскажите, что понимая конечный результат, вы забираете на себя больше ответственности — если в конце спринта будет говно, то виноваты будете вы сами, а не тот, кто плохо поставил вам задачу. Для постановщика это выглядит как делегирование, а делегирование любят все менеджеры

Иногда нужно обойти дерево узлов

Например, чтобы найти родительский элемент и заменить его содержимое, или найти соседний элемент и переключить на него фокус.

Для этого есть набор методов:

let el = document.querySelector(".someClass")
el.childNodes // дочерние элементы
el.nextSibling // сосед справа
el.parentNode // родительский элемент

Подробнее в видео: https://youtu.be/MoEWUWIDFDs

И в примере с кодом: https://codepen.io/detepr/pres/mQqKZO


✨Домашнее задание ✨

Взять пример из урока: https://codepen.io/detepr/pen/rQYYbx
1. Посчитать сумму цен всех подарков и вывести её в консоль
2. Отсортировать подарки по цене

Принесла вам новый обзор на книжку Blitzscaling от Reid Hoffman, основателя LinkedIn.

Reid очень крутой и умный, у него отличнейший подкаст Masters of Scale, и на книгу у меня были высокие надежды.

Ну что сказать… Начали за здравие, кончили за упокой. Основная мысль довольно интересная – если хочешь стать глобальным стартапом, то в какой-то момент нужно ставить все на карту и инвестировать в взрывной рост: тогда приходят в действие network и virality effects, которые, в свою очередь, еще больше ускоряют рост и выручку.
С идеей можно, конечно, поспорить: например, Harvard Business Review в последнем выпуске восхваляет стартапы, которые фокусируются на постепенном и контролируемом росте https://hbr.org/2020/03/beyond-silicon-valley (https://hbr.org/2020/03/beyond-silicon-valley), – но о подходе, о котором рассказывает Reid, почитать тоже интересно, тем более, что его использует большинство стартапов в Долине. Понравились примеры с AirBnb и Dropbox.

Про это рассказывается на первых 100 страницах, все остальное (еще 200 страниц) – вода водой. Сначала Рид говорит, как успешно задизайнить бизнес-модель: по сути, это все те же старые-добрые постулаты из книжек 80-х годов про размер рынка, дистрибуцию, высокую маржинальность, (не)возможность масштабирования операционки, product market fit + из относительно новенького network effects. Если с network effects вы раньше не особо встречались, то эта часть, возможно, покажется интересной.

Части 3-6 – такие относительно философские рассуждения на тему, с пересказом идей из других книг или предыдущих глав. Мне очень это все напомнило The Hard thing about hard things https://t.me/proproduct/681 (https://t.me/proproduct/681), где автор под конец уже явно выдавливал из себя главы на немного рандомные темы. Знаю, что обе эти книжки многим нравятся: возможно, если вы заценили The hard thing, Blitzscaling вам тоже зайдет. Как говорится, на вкус и цвет :)

Вот здесь лежат отзывы на другие продуктовые книжки (не поверите, там даже есть позитивные))
https://medium.com/@buldakova/the-product-managers-reading-list-2019-fbaa226cb0fe (https://medium.com/@buldakova/the-product-managers-reading-list-2019-fbaa226cb0fe) ^_^

Обучать или не обучать UX-дизайнеров?

Обучать или не обучать UX-дизайнеров?


Давайте коротко про минусы и плюсы, а детально про то как это организовано, можно в статье по ссылке почитать.

Итак, плюсы — какие выгоды компании это даёт:
— На рынке готовых спецов практически нет, поэтому дотягивать по качеству и скиллам иногда единственный вариант прокачать команду и получить хороший результат проектов.
— Это большой плюс при найме — к нам больше хотят, потому что мало кто себе может такое позволить.
— Средняя экспертность команды растёт, постепенно все люди дорастают до уровня, когда им можно дать любые задачи, а не думать: «Он не справится с такой задачей, что бы ему дать попроще?»
— Удержание: для сильных людей программа развития становится очень индивидуальной, но так как процессы развития и обучения поставлены на поток, сильные не остаются в стороне, а начинают сильнее влиять на бизнес и команду.
— Качество и скорость задач и проектов растут.
— Появляется единое информационное поле: новые знания быстро распространяются и внедряются.
— Выявляются стагнирующие или неразвивающиеся люди, которые тянут кор-команду на дно и занимают очень много времени сильных людей. Что делать с этим — каждый решает сам, а система позволяет это увидеть и отследить.
— Организация и постоянный обмен обратной связью позволяет держать руку на пульсе настроения команды и каждого сотрудника и можно решать не только барьеры в работе, но и психологические проблемы конкретных членов команды.

А теперь самое сладенькое, бизнесовое, про минусы:
— Деньги. Это минус 500-700К рублей в месяц из расчёта часов команды и сильных спецов. Это на команду дизайнеров в 12 человек. Ну а чё поделаешь то…
— Всех не наймёшь: нельзя чтоб в команде было больше 25% джунов или новичков — процессы и качество рушатся, кор-команда стонет и не вывозит.
— Не все кто был в восторге от системы обучения на собесе, начнут учиться. Не все кто учатся — начнут применять знания в проектах. Появится много людей, которых тянуть за уши не надо ни в коем случае. Не надо пинать и навязывать — сильные останутся, слабые уйдут.
— К нам теперь идёт поток людей учиться: «Возьмите меня хоть бесплатно и учите, а я проекты буду делать». Надо понимать, что такие «бесплатные» люди стоят даже дороже джунов — самостоятельно они делать ещё ничего не могут, а времени сильных будут выжирать очень много.

Не надо становиться обучающими курсами. В сети настолько много бесплатных материалов, которые дают базу и даже больше, что быть с нулём знаний очень странно и подозрительно.


Сотрудники и команда — основной ресурс, без них ничего бы не было. Они и есть компания, поэтому вкладываться в развитие стратегически важно:
http://bit.ly/3aLXqY1

10 принципов этичного UX-дизайна

10 принципов этичного UX-дизайна

Использование честного UX-дизайна для создания надежного и заслуживающего доверия опыта.

С ростом темных паттернов в UX никогда еще не было так важно, чтобы продукты, которые мы разрабатываем, были честными и надежными.

"Чтобы быть убедительным, мы должны быть правдоподобными; чтобы быть правдоподобным, мы должны быть достоверными; чтобы быть достоверным, мы должны быть правдивыми". - Эдвард Р. Марроу

Темный UX - это когда дизайнеры создают опыт, который подталкивает пользователей в направлении, отвечающем интересам компании, а не пользователя.
Вместо того чтобы обманывать пользователей с помощью темных шаблонов, мы можем создать доверие к себе с помощью этичного опыта, который ставит интересы пользователя на первое место, даже в ущерб краткосрочной выгоде.

Джошуа Портер пишет в книге "Честные интерфейсы": "Когда часть нашего продукта сбивает с толку, вводит в заблуждение или вызывает подозрения, доверие пользователей начинает ослабевать. Когда прокрадывается даже малейший намек на плохое поведение, пользователь уже начинает отказываться от дальнейшего взаимодействия."

1. Уведомить меня

Слишком часто компании полагаются на то, что пользователи регистрируются на бесплатную пробную версию, а затем забывают о ней, в результате чего им приходится платить за подписку.

Мы должны информировать наших пользователей и давать им возможность отменить подписку после бесплатной пробной версии, если она им больше не нужна.

А еще лучше, если вы предлагаете бесплатную пробную версию, вообще не запрашивайте кредитную карту.

Информируйте своих пользователей каждый раз, когда с них собираются снять деньги.

2. Выделяйте негативную информацию

Вместо того чтобы оставлять на усмотрение пользователя информацию о возможных негативных аспектах решения, которое он собирается принять, она должна быть предельно ясной.

Мне нравится, как Airbnb информирует меня о том, что у хозяина, у которого я бронирую жилье, нет детектора угарного газа, и я не могу устраивать вечеринки. Они могли бы легко скрыть эту информацию, но они подчеркивают ее, чтобы убедиться, что вы принимаете решение, которое вас устраивает.

3. По умолчанию выбирайте наиболее безопасный для пользователя вариант.

Слишком много форм автоматически ставят галочку в маленьком квадратике, который приглашает вас в их рассылку. Я не хочу присоединяться к вашей чертовой рассылке!

4. Опыт важнее дохода

Добавление функции, которая приносит пользу вашим пользователям, а не вашей прибыли, может принести вам убытки в краткосрочной перспективе, но ваши пользователи будут любить вас за это в долгосрочной перспективе.

Я ценю то, что Lyft добавил функцию для общественного транспорта. На первый взгляд может показаться, что это противоречит их бизнес-модели, потому что если вы едете на автобусе, то вы не едете на Lyft. Но Lyft, вероятно, добавил эту функцию, потому что это делает пользователей лояльными к их платформе и, скорее всего, они будут использовать их приложение для любых транспортных нужд в будущем.

5. Прозрачность цен

Что вы видите, за то и платите.

Разве вам не противно, когда вы добираетесь до кассы, а там, как по волшебству, оказывается на 15 долларов больше, чем вы ожидали? Слишком часто в электронной коммерции рекламируется одна цена, а потом, когда вы добираетесь до кассы после уплаты налогов, сборов и доставки, она оказывается значительно дороже.

6. Прекратите рассылку спама

Ничто не заставляет меня удалять приложение быстрее, чем спам-уведомления.

Уважайте время пользователя, отправляя только самые нужные уведомления, когда это необходимо. Также важно, чтобы пользователи могли быстро и легко настроить свои предпочтения в отношении уведомлений.

А если на уведомление не отвечают по истечении определенного времени, значит, оно не справляется со своей задачей и должно быть отключено автоматически. Это никому не приносит пользы.

7. Прозрачность конфиденциальности

Перестаньте прятать все за политикой конфиденциальности.

Если вы собираете ценную информацию, то я должен знать об этом и дать свое согласие. Вы можете подробно описать детали в политике конфиденциальности, но очень некрасиво, когда компания прячет важную информацию в документе, который никто не читает.

8. Честные предложения

Если на вашем сайте постоянно проводятся распродажи, перестаньте делать вид, что это новогодняя распродажа, которая закончится через два часа.

Будьте честны со своими пользователями в отношении акций и не проводите одни и те же распродажи постоянно. Фальшивые акции - верный способ потерять доверие.

9. Сделайте отмену заказа легкой, как пирог

Мотель для тараканов - это мрачный UX-шаблон, который позволяет очень легко попасть в ситуацию, а затем раздражающе трудно из нее выбраться.

Если я подписался на ваш продукт, сделайте так, чтобы ликвидировать его было очень просто.

Мне не нужно звонить на линию поддержки, отправлять электронное письмо, читать FAQ или общаться с агентом. Просто дайте мне чертову кнопку с надписью "отменить" и позвольте мне жить дальше.

10. Спрашивайте разрешения

Спрашивать разрешение, прежде чем добывать или продавать данные, связываться с друзьями, размещать информацию в профиле пользователя или делать что-либо подобное, - это правильное решение.

Вместо того чтобы быть хитрым и просить импортировать контакты, которые вы потом будете спамить, скажите, для чего вы будете использовать это разрешение, и будьте честны.

Не предпринимайте никаких действий от имени пользователя в фоновом режиме без его согласия.

Хочу вам сегодня рассказать про две книжки, которые недавно прочитала

Первая – "Принципы" Рэя Далио, вторая – "Creativity, Inc" Эда Кэтмелла.

Обе книги – про то, как построить с нуля компанию и создать в ней "свою" культуру. Обе – от практиков, основателей, которые сами прошли весь путь и теперь делятся опытом. И при этом обе книги – бесконечно разные, начиная от стиля повествования и заканчивая самими подходами к лидерству и руководству.

Сразу спойлер: этически и идеологически мне ближе то, о чем пишет Эд, чем то, о чем пишет Рэй, и это определило мое восприятие этих книг. Это мое субъективное мнение, и для кого-то все может оказаться совсем наоборот.

Рэй Далио – создатель одного из самых успешных хедж-фондов Bridgewater Associates. Его книга – это, по сути, монолог о том, как он принимал решения, делал ошибки, строил компанию: первая часть – это его автобиография, вторая – принципы, которые он вывел для себя в течение жизни. Мне это напомнило книгу The Hard Thing about Hard Things (https://t.me/proproduct/681), где первая половина была утомительно детальной, а вторая – сугубо теоретической. Получилось, что эти финальные постулаты оторваны от доказательной базы, поданы как набор некоторых философских утверждений, многие из которых не особо оригинальны и уже не раз звучали в других книгах про менеджмент. Мне такое читать скучно: я не верю автору на слово, я хочу с ним живой дискуссии через книгу – а это создается через описание процесса мышления, проб и ошибок, через которые он прошел. Это частично есть в первой части, но с точки зрения структуры текста не соединено со второй.

Напротив, Эд Кэтмелл, президент Pixar и Walt Disney Animation Studios, рассказывает историю. Его размышления и принципы удачно вплетены в общую канву повествования, с большим количеством примеров из его работы в качестве руководителя. Изначально книга читается как документальный роман о создании Pixar, но в итоге ты остаешься с миллионом записей и мыслей о лидерстве. И, что было особенно важно для меня, о лидерстве в креативных индустриях. Многие книги о менеджменте написаны людьми, которые работали на производстве или пытались сделать его более эффективным. Да, конечно, креативность тут важна в верхах, но менеджмент в большинстве случаев сводился к оптимизации расходов/доходов. Люди в этих условиях – не больше, чем ресурс. Таичи Оно и его изобретения в Toyota, безусловно, гениальны, но стоит ли проводить аналогию с разработкой продуктов? Правда ли, что у нас такой же конвейер, и все сотрудники одинаковы и заменимы?

Я считаю (и мой предыдущий опыт подтверждает), что лучшие продукты создают креативные коллективы, не конвейеры. И это значит, что тут нужен совершенно другой подход. В книге Эда Кэтмелла огромное количество советов на эту тему: как создать пространство для креативности, как дать людям свободу и автономию, как при этом укладываться в сроки и бюджеты. Это уникальный кладезь идей для любого менеджера в нашей индустрии. Я думаю, что перечитаю эту книгу еще раз через несколько лет и найду в ней какие-то новые смыслы и мысли.

Рэй Далио пытается проанализировать все аспекты работы, свести все к метрикам и понятным фреймворкам. Это вполне естественное желание: нашему мозгу так проще, кажется, что все под контролем, – вспомнить про тот же тейлоризм. Эд Кэтмелл выводит нас на другой уровень и говорит, что менеджер должен осознать и принять – многие вещи не подвластны нашему контролю.

“If you’re sailing across the ocean and your goal is to avoid weather and waves, then why the hell are you sailing?”

Знайте про производственный менеджмент, учитесь креативному лидерству ^_^