Dropbox оппубликовала пару новых материалов на своем ресурсе dropbox.design.

Один из них про ментальные модели, которые могут быть использованы для решения задач, принятия решений и коммуникации.

Наверняка большую часть из них вы уже слышали или использовали, но беглый опрос показал, что многие про эти модели слышали, но до практического применения так и не доходило.

---

Ниже просто приведу часть моделей, перечисленных в статье, так скажем, для закрепления:

1) Первоначальный принцип
Заключается в разборе задачи на основные элементы, которые лежат в основе задачи, их реконфигурации и сборке в финальное решение. (см. примеры в статье)

2) Инверсия
Заключается в рассмотрении сценариев ровно противоположных желаемому результату. Формируется образ «антирезультата» и, отталкиваясь от него, формируется путь поиска решения.

3) Лестница абстракций
Используется для поднятия на уровень абстракции выше, чтобы «увидеть лес за деревьями». Начинается с отправной задачи, от которой можно опуститься ниже для детализации, либо подняться выше для поиска альтернативного решения. Для погружения вниз стоит использовать вопрос «Как». Для уход на уровень выше стоит использовать вопрос «Зачем».

Хороший маршрут здесь — подняться от текущей задачи на уровень выше, спросив «зачем», а потом с верхнего уровня пойти в параллельную сторону внизу, спросив «как». (см. примеры в статье)

---

Это только часть моделей, описанных в статье, которые относятся к решению задач. В самом материле есть еще модели для принятия решений и коммуникации.

Я рекомендую самостоятельно глянуть полную версию статьи, там и с примерами проще понять, о чем речь, и более подробное описание можно почитать — https://dropbox.design/article/mental-models-for-designers

Люди не идеальны и это нормально ...

но только не для руководителей. Ведь странное поведение, подводные камни характера и другие особенности взаимодействия с сотрудниками/партнерами/клиентами могут быть для нас критичны и серийно приводить к одним и тем же проблемам/ошибкам/недопониманиям.

Неумение сдерживать эмоции, недоверие к коллегам, болезненная тяга к сплетням, неспособность отпускать людей и т.д. Поведенческие странности: не смотреть в глаза собеседнику, не чувствовать соц.дистанцию. Или ситуационные ошибки: не защитил подчиненного в сложной ситуации, повелся на манипуляцию и т.д. Как исправить такие проблемы без лишних самокопаний и помощи специалистов?

У меня свой багаж тараканов, поэтому я постепенно выработал очень простой подход к их искоренению. Собрал список из вредных привычек и неверных реакций, про которые знаю сам. Затем попросил коллег дополнить (было страшно и интересно). Получившийся список уже три года (!) просматриваю по календарю каждый понедельник. Если осознал проблему — удаляю. Заметил новую придурь — добавляю в список.

Что получается? Получается узнать своего врага и помнить о нем. Если ты многократно напоминал себе, что в определенной ситуации совершил ошибку со значительными последствиями ... в следующей такой же ситуации, вряд ли ее повторишь. Это не гарантирует, что новый сценарий будет лучше, но это точно не будут обидные старые грабли. Звучит очень просто, но сильно помогает, особенно в ситуациях когда эмоции берут верх над здравым смыслом.

Когда нужно назвать новый продукт в России, заказчики часто топят за латиницу

Особенно когда продукт точно не получит даже туристическую визу и в жизни не пересечёт границу. Просто так «интереснее звучит, моднее, лучше передаёт суть, нам так нравится».

Но зачем? Почему? За что? Чем моднее? Просишь рассказать об этой шкале, по которой измеряется интересность. Поделиться сутью. В ответ тишина — так же часто, как люди уверены в латинице.

В такие моменты я раньше волновался и начинал блеять что-то вроде «девяностые прошли, мы не бумеры, капитализм на Руси больше не такой дикий, люди отличают булщит от нормальной темы». А потом я расслабился и придумал угорать по существующим брендам.

Представьте себе, что есть мир, в котором Стив Джобс в какой-то момент сказал: «Apple не круто». Ну чмошный английский же. Латиница эта — всего 26 букв в алфавите, ваще фу, дно и скудоумие. Английские слова — кому они впёрлись ваще. Давайте назовём компанию хотя бы Yabloko. А лучше даже Яблоко, чтобы вообще никто ничего не понял! Ну смысл — он же для нас, для основателей.

В том же мире, где Aifony выпускает компания Yabloko, нет всего того говна, которое для англоговорящих звучит стрёмно — Microsoft, International Business Machines, SpaseX, Facebook и многих других. Всё названо нормально — либо вообще на чужих для основателей языках, либо набрано более модными чужими буквами. В транслитерации.

И это модный мир, который иногда немного прорастает в наш. Например, в «Заводном апельсине» британца Бёрджесса подростки говорят на сленге nadsat (вроде от «одиннадцати»). В их лексиконе есть слова moloko, droog, malchik и другие. В том мире cyka blyat — не мем, а обычное дело. И вообще он клёвый.

И вместо Чтобы: слабая связь

И вместо Чтобы: слабая связь

Союзы «чтобы», «поэтому» и «если» — самый простой способ показать зависимость одного факта от другого. Но слишком топорный.

Напишите email, чтобы получить подарок.

Тут всё строго. Не написал email — не получил подарок. Не получил подарок — значит, не написал email. Мозг воспринимает такое предложение за следствие (не очень корректно).

Иногда причинную связь не хочется подчеркивать. Тогда поможет союз «и».

Организуйте кошке теплое место для сна, и она будет вам благодарна.

Последовательность есть, но она неявная. Коша не обязательно будет благодарна. Кошка вообще никому ничем не обязана.

С заходом солнца принесите жертву, и солнце снова взойдет.

А что если солнце восходит само по себе? Но мы и не говорили, что эти события связаны. Где там «если» или «чтобы»? Ручки-то вот они.

Ок, ближе к реальности. Сравните:

Купите диван-кровать и наслаждайтесь уютом-комфортом.

и

Купите диван-кровать, чтобы наслаждаться уютом-комфортом.

Сергей Гуров #2 - путь новичка, студия и фриланс.

Арт-директор в Redmadrobot.
be.net/milkwork

— Почему после долгих лет фриланса ты решил пойти работать в студию?

До фриланса я работал в различных агентствах СПб. Но сейчас понимаю, что я ушел оттуда слишком рано и не получил всего того, что мог бы получить. К тому же за семь лет в агентской работе очень много поменялось. Изменились процессы работы, организация, направления работ. Изменились и мои интересы. Когда я работал в офисе в 2011 году — еще толком не было сервисного направления в дизайне. Точнее, оно было крайне слабое. Сейчас это наиболее актуальный вектор движения. И я сам постепенно двигался от рекламы к сервису. Это было связано с переосмыслением своей профессии. И если в 2012 мне было интересно делать рекламные проекты, то сейчас интереснее делать инструменты, которыми будут пользоваться люди. Очень важно, что в сервисном дизайне можно делать то, что действительно приносит пользу и имеет практический смысл для конкретных людей: моих друзей, племянников, детей. Тогда как рекламный дизайн, в конечном счете, построен на интересах клиента, а не потребителя.

Проще говоря, и я думаю, со мной многие согласятся, реклама — это, практически всегда, в той или иной степени обман потребителя, и дизайнеры участвуют в этом обмане. Это не очень светлая сторона нашей работы. И если взять рекламный проект, то на первом месте будут интересы производителя, на втором особенности продукта и уже на третьем интересы потребителя, простого человека с улицы.

Возвращаясь к Рамсу. Он считал, что дизайн должен быть честным. Конечно это позиция по преимуществу романтическая, чем реалистическая — достаточно выйти на улицу и любой увидит как дизайн врет. Но идеологически эта позиция мне очень близка, поэтому в последнее время я предпочитаю заниматься простыми и честными инструментами, которые облегчают жизнь человека. И в агентстве есть чему поучиться.

— Как дизайнеру-одиночке поддерживать свои навыки на высоком уровне?

Мне кажется, что все зависит от человека. Я знаю дизайнеров-интровертов, которым проще ни с кем не общаться. Одиночество для них — зона комфорта для творчества. В конце концов интернет позволяет общаться на расстоянии, а для дизайнера общение может происходить без слов. Достаточно следить за новыми работами своих любимчиков и копаться в том, что было сделано дизайнерами задолго до нашего рождения.

Лично мне общение нужно. Мой способ мышления завязан на речь и беседу. Когда я с кем-то спорю или доношу свои мысли, то улавливаю много нового в самом процессе подбора формулировок и слов. Скорее всего страдают не навыки, а мотивация на дальнейшую работу. Когда работаешь в одной области лет 20 — очень легко потерять желание и смысл в том что делаешь. Деньги — плохой мотиватор. А в процессе общения с коллегами эту мотивацию можно найти легко, непринужденно и практически бесплатно.

— Дай три совета дизайнерам-фрилансерам.

- Если что то категорически не получается, скорее всего, вы на пороге нового уровня и нового большого опыта.
- Если вы ищете вдохновения — ищите его в смежных дизайн отраслях.
- Не старайтесь изобретать новое. Адаптируйте и переосмысляйте старое.

— Каким ты видишь самый оптимальный путь для новичка, который хочет набраться опыта и найти клиентов?

Правильнее было бы начать с самого низа. Я бы посоветовал пойти в студию и начать с каких-то процессуальных задач, вроде поддержки сайтов. Всякие баннеры, картинки в социальные сети и тому подобное. Если дизайнер не испугается этого, то на выходе получит хороший инструментальный скилл и перейдет на новый уровень, когда ему доверяют реализацию более сложных процессов, вроде дизайна сайтов или приложений. Конечно любое агентство — крупное или маленькое, имеет свой ощутимый потолок. Это определяется бизнес моделью каждого отдельно взятого агентства. И тут надо прислушиваться к себе, задаваться вопросом: Мне есть куда расти в данных условиях? Если не видишь роста — уходи и не жалей. Можно пойти на фриланс, можно попробовать открыть свою студию. Все это так или иначе даст толчок для нового роста.

Экскурсия в офис авито

На прошлой неделе ходили в гости к авито, в отдел исследования. Экскурсию проводил Миша Правдин.
Наиболее интересные моменты:

Проблема, с которой сталкиваются многие продуктовые компании — люди не пользуются теми сервисами, которые они делают. К исследователям нередко приходят менеджеры или дизайнеры и говорят, что им нужно происследовать какую-то фичу, но когда в ответ их спрашивают, пользовались ли они этим, довольно часто люди отвечают, что нет. Причины разные: кому-то неудобно, кто-то просто не продаёт и не покупает ничего б/у, кому-то жалко денег попробовать платные функции и т.д.

Миша привёл в пример моменты из свой практики. Когда он работал в билайне, то всем сотрудникам полагалась льготная связь и довольно большая сумма на счёт в месяц. Этого хватало абсолютно всем, у людей никогда не возникало проблем с роумингом, в колл-центре они получали VIP поддержу без очереди и т.д. Когда руководство сменилось, они поняли, чем чревата такая политика и перевели сотрудников на реальные тарифы, чтобы они жили проблемами обычных людей.

Похожую историю нам рассказывали ребята из яндекс такси, когда приходили в гости. У них были мысли давать сотрудникам бесплатные поездки, но от этого сознательно отказались, в пользу лучшего опыта.

____________

Сейчас авито на взлёте, но взлет этот такой же, как и у нокиа в своё время, и их персональный «айфон» уже на подходе — в виде sharing economy. То есть модели, построенной не на владении, чем либо, а на временном пользовании. Уже сейчас модель совместного потребления можно увидеть на примере Airbnb, городского каршеринга и велопроката. И когда подобные сервисы закроют большинство потребностей — авито станет не нужен.