Бывает, сервисы прикидываются добрыми друзьями, пока платишь.

А как только перестаешь платить, переобуваются и переходят к формализму и снисходительному тону.

Те, кто не платит, всегда могут вернуться и заплатить. А когда они возвращаются, это отличный шанс напомнить, как хорошо было вместе и показать кратчайший путь.

Netflix остаются друзьями до конца и держат тональность и с теми, кто не платит. Давай, говорят, обновим платежную инфу и будем снова наслаждаться. Приятно.

Чтобы не прогадать, можно вообще не прикидываться другом и всегда держаться нейтрально, как Apple Music.

Достижения через преодоление себя против наслаждения процессом достижения целей

Достижения через преодоление себя против наслаждения процессом достижения целей

Рассмотрим две популярные точки зрения.

Прошлые поколения жили в парадигме — сейчас я должен пахать, а жить буду потом. Так я заработаю себе и своей семье на достойную жизнь. Многие люди разделяют этот подход.

Молодое поколение считает, что надо жить здесь и сейчас, ради себя, перетруждать себя не надо, надо заниматься любимым делом и получать удовольствие. Находиться в поисках счастья в каждый момент времени.

Автор уверен, что эти две точки зрения — крайности и обе далеки от правильного отношения к работе, достижениям и жизни.

Вторая точка зрения про, якобы, «умное» достижение результата с помощью наслаждения процессом.
— Раньше люди были жертвами пропаганды, а мы сейчас прогрессивные и умные, нас не одурачить, — рассуждает молодежь, выходя из машины каршеринга и поднимаясь в съемные апартаменты.

Чтобы разобраться, кто прав, рассмотрим пример. Спорт всегда отлично подходит в качестве иллюстрации, потому что это концентрат жизни с яркими взлетами и болезненными падениями.

Определимся со спортивными целями. Они могут быть разными:
1. Не хочу быть толстым, поэтому буду бегать 2-3 раза в неделю.
2. Хочу красивое тело — буду ходить в зал 3-5 раз в неделю.
3. Хочу стать марафонцем.
4. Хочу пробежать марафон из 3-х часов.
5. Хочу стать КМС в каком-либо виде спорта.
6. Хочу поучаствовать в ЧМ по триатлону.

Первые три цели — про наслаждение процессом по большому счету. Не надо убиваться, переусердствовать и т. д. Достаточно просто стабильности, как в ежедневной работе. Да, бывают сложности, но в целом все ровно — пришел на работу, поработал без перенапряжения в свое удовольствие и ушел.

Вторые три цели — про преодоление себя, страдания ради результата. Если планка ваших амбиций достаточно высока, то вам не избежать боли. Это и тяжелые тренировки на пределе, и высокая эмоциональная нагрузка, и травмы с восстановлениями, и другие неприятные вещи.

Тут тоже есть удовольствие от процесса, но и боль является неотъемлемой частью сравнительно высоких результатов.

Чем выше планка — тем больше страданий и дисциплины. Это нужно либо принять, либо поумерить свои амбиции.

В работе, карьере и бизнесе тоже самое. Кто не готов к выматывающему соперничеству, не готов страдать — может рассчитывать на плавные и доступные массам достижения.

Однако, в условиях цифровизации мира, есть вероятность, что необходимость в таких специалистах рано или поздно пропадет.

Выбирать путь соперничества и высоких достижений или сфокусироваться на удовольствии от процесса — решать вам.

Качество кода и счастье

Есть тип руководителей, которым я отказываю в консультациях после первой встречи — это люди, которые осознанно игнорируют счастье своих программистов.

Вот, к примеру, качество кодовой базы. По-идее, можно очень долго жить с горами говнокода в продакшене — просто нанимаешь в 2–3 раза больше программистов, игнорируешь высокий churn, пытаясь загасить проблему корпоративами/тимбилдингами/мотивацией, и привычно умножаешь все сроки на 3.

А можно, наоборот, построить команду на счастливых исполнителях: это когда вместо корпоратива каждый мидл может хоть сейчас выступить на конференции и интересно рассказать про ваш командный опыт, или когда к вам стоит очередь из джунов, которые точно уверены, что у вас они за три месяца выучат больше, чем за год на средненькой галере. Команда из счастливых ребят мобильнее, предсказуемее, и банально быстрее: ведь они не ковыряются в говнокоде, а с удовольствием решают задачи.

Ключевой элемент счастливой команды — качество кодовой базы: архитектура, стандарты кодирования, тесты и автоматизация рутины.

Вчера на сайте бюро вышел первый совет в серии о качестве кода (http://bit.ly/bureau-code-quality), с детальным рассказом о том, зачем это нужно бизнесу. Особенно совет полезен тем, у кого нет времени (или кому не дают времени) на рефакторинг.

Двигать метрики – это не стратегия

За последний год я пообщалась не с одним десятком стартапов на тему роадмапа и стратегии – а точнее, их отсутствия. В лучшем случае, было что-то вроде "+x% DAU" или "+x% conversion to y".

"А почему DAU, а не MAU? – спрашиваешь их. – Почему количество пользователей, а не частота использования? А что если мы нарастим DAU в России, а просядем в Китае, это ок?".

Ответа на эти вопросы, чаще всего, нет. Если у вас их тоже нет, хорошенько подумайте, а есть ли у вас продакт-менеджер, или это проджект/аналитик/разработчик с модным тайтлом. Он/она общается с пользователями, пишет PRD и бесконечно приоритезирует бэклог – и команда вполне логично недоумевает, зачем для этого нужен отдельный человек.

Продакт отвечает за стратегию развития продукта. Что значит "стратегия":

  • понимание текущего состояния продукта;
  • понимание трендов на рынке и текущих/потенциальных проблем;
  • понимание, куда мы хотим прийти через x лет;
  • артикуляция принципов и этических стандартов, которыми мы будем руководствоваться по пути;
  • артикуляция того, что мы делать НЕ будем.

Метрики, безусловно, важны для ежедневной операционной работы, но сами по себе, без стратегии, совершенно бессмысленны. Предположим, мы выбрали DAU ключевой метрикой – вроде как вещь нужная, правда?

  • Но что если мы, например, Avito – количество пользователей растет, но количество покупок не увеличивается;
  • Но что если цикл использования нашего продукта – месяц, а не день;
  • Но что если мы выходим на новый рынок;
  • Но что если мы, например, заспамим всех нотификациями – количество пользователей в краткосрочной перспективе вырастет, удовлетворение от продукта упадет.

Метрики помогают следить за прогрессом; стратегия помогает принимать решения – что, особенно в долгосрочной перспективе, намного важнее.

Психологические игры при найме UX-дизайнеров

Те, вещи, в которые играются люди, будучи полностью уверенными в своей правоте и незыблемости доводов.

  • Мне надо семью содержать / у меня ипотека / надо лечить много зубов / в Москве дорого снимать квартиру. Поэтому я не могу получать меньше чем Х рублей.
  • Я хочу переквалифицироваться в UX-дизайнера. Долго работал в смежной области и получал 130К. Опыта нет, но к вам перейти очень хочу. В ЗП падать не могу
  • Я хочу чтоб было классно и интересно, потому что сейчас у меня в продуктовой компании Y-банка ничего никуда не доходит, мы рисуем одну страничку по два месяца, а потом её не берут. А хочется динамики и развития. И не падать меньше текущих 200К. По скилам я мидл, но быстро дорасту до лида.
  • Я учился неделю в вышке / британке — на классном дорогом курсе. У меня есть учебный кейс и из опыта больше ничего, но я думаю что я теперь мидл, дайте мне 120К.
  • Мне 20 лет, опыта работы нет совсем, ни в чем не работал, ничего не знаю. Хочу вам предложить, чтобы вы меня несколько месяцев обучали и растили, можно и не платить ЗП.

Все эти доводы довольно странные для профессиональной деловой сферы.

Я чувствую себя мужиком, у которого просит деньги невеста, исходя из своих женских потребностей:
— Мне нужно новое платьишко, потому что у Кристины день рождения, не могу же я в старом пойти?!

Только скилы, опыт, рынок, срочность найма или хотения этого кандидата определяют ЗП.

Очень часто девочки недооценивают себя, а мальчики переоценивают. В среднем на одни и те же скилы девушки называют ЗП на 30% ниже рынка, а парни на 50% выше.

Из 1500 откликов за полгода мы провели 43 собеседования, наняли 5 человек, а 4-ро прошли испытательный.

Вероятно, меня никто не поймёт кроме таких же людей, которые нанимают и развивают команды и процессы.

Третья часть заметок об умении разговаривать осмысленно и находить нужные интонации

— В речи важна интерактивность, умение взаимодействовать с аудиторией, с собеседником. Старайтесь выступать с открытым к диалогу настроением. Задавайте вопросы, которые не поставят вашего слушателя в тупик, но вдохновят любознательность и любопытсво, чтобы ответить вам, а вы используйте ответ для дальнейшего развития беседы. У вашего собеседника теперь есть чувство, что он тоже участвует в развитии вами мысли, идеи, хоть частичное, но важное.

— Перед важной встречей нарисуй себе простое и схематичное дерево будущего диалога с собеседником. Стволом пусть будет основная цель, задачи беседы, нужные тебе решения, а ветвями будут твои тезисы и основные аргументы о причинах, мотивах, условиях. Так ты сможешь видеть план будущей беседы и ориентироваться в поведении собеседника, который может часть твоих ветвей здорово обломать, но остаться на дереве твоей цели, среди самых крепких аргументов. Иногда нужно подключать визуальное мышление к организации живой беседы в которой нам нужны конкретные решения.

— Все слова это буквально воздух. Смысл в них мы помещаем сами, словно распаковывая коробки и узнавая слова из огромного хранилища речевого центра мозга. Переберите все основные слова в профессиональном лексиконе и наделите их позитивным, эмоциональным смыслом. Фразы «Мы разработали релевантное аудитории решение» и «Мы нашли решение» — могут дать разный результат восприятия смысла. При равной степени уверенности в результате.

— Хорошая речь, это дыхание. Дыхание, на самом деле сильно влияет на восприятие слов, поскольку если вы во время разговора начинаете часто делать вдохи, сбивать ритм речи, обрывать слова, словно задыхаясь, это создает сильное напряжение у слушателя. Следи за дыханием, высказывая мысль, особенно в споре, старайся делать спокойные, глубокие вдохи. Этому легко научиться читая вслух. Практика дыхания при речи формируется с практикой. Читайте тексты вслух, не задумывайтесь о дыхании, а просто следите, чтобы слушателям ваш ритм речи и дыхания был комфортен.