10 принципов этичного UX-дизайна

10 принципов этичного UX-дизайна

Использование честного UX-дизайна для создания надежного и заслуживающего доверия опыта.

С ростом темных паттернов в UX никогда еще не было так важно, чтобы продукты, которые мы разрабатываем, были честными и надежными.

"Чтобы быть убедительным, мы должны быть правдоподобными; чтобы быть правдоподобным, мы должны быть достоверными; чтобы быть достоверным, мы должны быть правдивыми". - Эдвард Р. Марроу

Темный UX - это когда дизайнеры создают опыт, который подталкивает пользователей в направлении, отвечающем интересам компании, а не пользователя.
Вместо того чтобы обманывать пользователей с помощью темных шаблонов, мы можем создать доверие к себе с помощью этичного опыта, который ставит интересы пользователя на первое место, даже в ущерб краткосрочной выгоде.

Джошуа Портер пишет в книге "Честные интерфейсы": "Когда часть нашего продукта сбивает с толку, вводит в заблуждение или вызывает подозрения, доверие пользователей начинает ослабевать. Когда прокрадывается даже малейший намек на плохое поведение, пользователь уже начинает отказываться от дальнейшего взаимодействия."

1. Уведомить меня

Слишком часто компании полагаются на то, что пользователи регистрируются на бесплатную пробную версию, а затем забывают о ней, в результате чего им приходится платить за подписку.

Мы должны информировать наших пользователей и давать им возможность отменить подписку после бесплатной пробной версии, если она им больше не нужна.

А еще лучше, если вы предлагаете бесплатную пробную версию, вообще не запрашивайте кредитную карту.

Информируйте своих пользователей каждый раз, когда с них собираются снять деньги.

2. Выделяйте негативную информацию

Вместо того чтобы оставлять на усмотрение пользователя информацию о возможных негативных аспектах решения, которое он собирается принять, она должна быть предельно ясной.

Мне нравится, как Airbnb информирует меня о том, что у хозяина, у которого я бронирую жилье, нет детектора угарного газа, и я не могу устраивать вечеринки. Они могли бы легко скрыть эту информацию, но они подчеркивают ее, чтобы убедиться, что вы принимаете решение, которое вас устраивает.

3. По умолчанию выбирайте наиболее безопасный для пользователя вариант.

Слишком много форм автоматически ставят галочку в маленьком квадратике, который приглашает вас в их рассылку. Я не хочу присоединяться к вашей чертовой рассылке!

4. Опыт важнее дохода

Добавление функции, которая приносит пользу вашим пользователям, а не вашей прибыли, может принести вам убытки в краткосрочной перспективе, но ваши пользователи будут любить вас за это в долгосрочной перспективе.

Я ценю то, что Lyft добавил функцию для общественного транспорта. На первый взгляд может показаться, что это противоречит их бизнес-модели, потому что если вы едете на автобусе, то вы не едете на Lyft. Но Lyft, вероятно, добавил эту функцию, потому что это делает пользователей лояльными к их платформе и, скорее всего, они будут использовать их приложение для любых транспортных нужд в будущем.

5. Прозрачность цен

Что вы видите, за то и платите.

Разве вам не противно, когда вы добираетесь до кассы, а там, как по волшебству, оказывается на 15 долларов больше, чем вы ожидали? Слишком часто в электронной коммерции рекламируется одна цена, а потом, когда вы добираетесь до кассы после уплаты налогов, сборов и доставки, она оказывается значительно дороже.

6. Прекратите рассылку спама

Ничто не заставляет меня удалять приложение быстрее, чем спам-уведомления.

Уважайте время пользователя, отправляя только самые нужные уведомления, когда это необходимо. Также важно, чтобы пользователи могли быстро и легко настроить свои предпочтения в отношении уведомлений.

А если на уведомление не отвечают по истечении определенного времени, значит, оно не справляется со своей задачей и должно быть отключено автоматически. Это никому не приносит пользы.

7. Прозрачность конфиденциальности

Перестаньте прятать все за политикой конфиденциальности.

Если вы собираете ценную информацию, то я должен знать об этом и дать свое согласие. Вы можете подробно описать детали в политике конфиденциальности, но очень некрасиво, когда компания прячет важную информацию в документе, который никто не читает.

8. Честные предложения

Если на вашем сайте постоянно проводятся распродажи, перестаньте делать вид, что это новогодняя распродажа, которая закончится через два часа.

Будьте честны со своими пользователями в отношении акций и не проводите одни и те же распродажи постоянно. Фальшивые акции - верный способ потерять доверие.

9. Сделайте отмену заказа легкой, как пирог

Мотель для тараканов - это мрачный UX-шаблон, который позволяет очень легко попасть в ситуацию, а затем раздражающе трудно из нее выбраться.

Если я подписался на ваш продукт, сделайте так, чтобы ликвидировать его было очень просто.

Мне не нужно звонить на линию поддержки, отправлять электронное письмо, читать FAQ или общаться с агентом. Просто дайте мне чертову кнопку с надписью "отменить" и позвольте мне жить дальше.

10. Спрашивайте разрешения

Спрашивать разрешение, прежде чем добывать или продавать данные, связываться с друзьями, размещать информацию в профиле пользователя или делать что-либо подобное, - это правильное решение.

Вместо того чтобы быть хитрым и просить импортировать контакты, которые вы потом будете спамить, скажите, для чего вы будете использовать это разрешение, и будьте честны.

Не предпринимайте никаких действий от имени пользователя в фоновом режиме без его согласия.

Чтобы обратиться к какому-либо узлу, его сначала надо найти

Для этого есть разные методы, но в современном прототипировании чаще всего применяются два метода:

let el = document.querySelector(selector)
и
let elems = document.querySelectorAll(selector)

Оба метода получают на вход CSS-селектор элемента. Например:

let el = document.querySelector(".someClass b");

Отличие их в том, что querySelector вернёт один узел, который попался первым, а querySelectorAll вернёт список всех узлов на странице, соответствующих селектору.

Список узлов очень похож на массив, но не является массивом. Например, у него, как и у массивов, есть метод forEach, при помощи которого можно перебрать один элемент за другим. Но у него нет метода map, который позволяет преобразовать один массив в другой, применив к каждому элементу функцию-колбэк.

Если же вам всё-таки нужен метод map, то вы можете преобразовать список узлов в массив при помощи конструкции [...nodeList]:

let arr = document.querySelecroAll("a");
[...arr].map(el => el.innerText);

Подробнее в видео: https://youtu.be/KIBv7QMToP4
И в примере с кодом: https://codepen.io/detepr/pres/mQqKZO

Визуализация данных

Визуализация данных не самая простая штука. Бывает потеряны часы времени в поиске подходящего формата. "Bubble Chart", "Bar Chart", а может быть "Scatterplot"?

Коллеги собрали большинство примеров вместе и показали правильное использование графиков и диаграмм. Кратко так:

  • столбики (Bar Chart). Используют для сравнения нескольких наборов данных. Горизонтальные столбцы обычно используют, когда нужно сравнить большое количество показателей или визуально выделить явное превосходство одного из них. А вертикальные столбцы хорошо иллюстрируют, как менялись показатели в разные периоды, например, ежегодная прибыль компании за несколько лет
  • точечная диаграмма (Scatterplot). Помогает найти взаимосвязь между двумя показателями. Например, с его помощью можно узнать, как меняется коэффициент конверсии в зависимости от размера скидки на товар.
  • пузырьковая диаграмма (Bubble Chart). Позволяет сравнить два параметра по третьему. Возьмем коэффициент конверсии и размер скидки. Добавим к ним доход (за который отвечает размер круга) и получим примерно такую диаграмму. Глядя на этот график, можно заметить, что самая высокая конверсия у товаров со скидкой 30%, однако больше всего дохода приносят товары без скидки и товары со скидкой 5% (см. пример ниже).

Остальные примеры по ссылке Также там можно найти любопытный график, который показывается корреляцию между числом утонувших в бассейне и выходом фильмов, где снимался Николас Кейдж. :-)

Три правила организации процесса дизайна

Первое — сохраняй детали, этапы, исходные файлы. На любом из этапов дизайна, все что ты можешь отбросить как лишнее, отработанное, может вдруг пригодиться позже или поможет заново посмотреть на решение. Записывай отдельно альтернативные варианты решений, сохраняй эскизы и скриншоты, архив переписки. Второе — перепроверяй гипотезы, любое решение требует проверки, особенно то, в котором уверен, возможно словил когнитивное искажение. Если уверен, что знак, символ, образ считывается аудиторией, подумай как аудитория проекта может повзрослеть и возможно следующее поколение уже не будет так считывать дизайн, это позволит или закладывать более универсальные решения или надеяться, что закажут редизайн в будущем. Третье — при выборе варианта решения проверяй его экономические возможности, описывай выгоды материального и технического характера, как и возможные инвестиции в это решение. Проверяй на изготовлении прототипа. На стоимости работ. Клиенту не так интересен образ и даже функциональность, если это не дает конкретной, прогнозируемой материальной выгоды.

Я тут снова думал про коммерческое писательство, и опять мысли по кругу.

Когда человек создаёт что-то художественное, он делает это для себя. Даже не писатель, просто человек может набирать на клавиатуре пост в свой дневник. Ему нужно выговориться, он делает это, молодец. Если жаждет публичности, то выкладывает запись для друзей и фолловеров. Но всё равно это для себя и всё сам.

Когда пишешь по заказу для продукта, ты вроде теряешь эту самостоятельность, становишься кем-то вроде актёра и сценариста в одном лице. Сначала тебе надо придумать или принять уже готовый образ и написать роль, а после — примерить и проговорить её для себя, сыграть для самых близких и каких-нибудь бугров. Ну знаете, тех продюсеров, которые решают, понравится ли пьеса людям, много ли получится заработать на этом фильме и так далее.

И вот тут очень важно, чтобы роль нравилась и подходила писателю. Иначе писать будет невыносимо, а сыграть ту роль окажется невозможно.

То есть для успешной работы коммерческому писателю должно нравиться то, чем он занимается? Наверное, да. И если продукт «не его», то писатель не сможет примерить на себя эту роль, из-за чего все его тексты станут выходить плохими? Он ведь не сможет оценить степень их дурноты и изменить как надо. Пожалуй, так. Выходит, что и в коммерческом писательстве для самых скучных продуктов есть место творчеству? Ага.

Дмитрий Ваницкий написал о дофамине, серотонине, окситоцине и эндорфине в контексте проектирования взаимодействия.

Повышение уровня этих гормонов дарит ощущение умиротворения, радости и вдохновения. Понимая, как они работают, можно по-новому взглянуть на уже устоявшиеся методики и придумать новые, более эффективные способы проектирования взаимодействия, помочь людям обрести новые привычки. Моделируя поведение с выработкой этих гормонов, мы можем закрепить в памяти людей нужные нам паттерны.

Дофамин стимулирует искать новую информацию. Если хотите работать с дофамином, следуйте схеме: стимул — вовлечение — действие — вознаграждение — стимул. Так работает любого рода игрофикация.

Стоит рассказывать о новых функциях и поощрять пользователя самостоятельно изучать сервис. Например, с помощью онбординга, пасхальных яиц, случайных действий (при закрытии задачи в Asana иногда появляется единорог) или подарков.

Окситоцин вызывает у нас чувство удовольствия от оказанного нам доверия или от того, что есть кто-то, кому мы можем довериться.

Показывайте людям, что они принадлежат одной группе. Например, Nike организует сообщество любителей спорта, Twitter перед редизайном выделили группу лояльных пользователей и лидеров мнений и раскатали новую версию только на них.

Используйте социальные поглаживания (похвала или другой способ выражения одобрения, обличённый в социально приемлемую форму) и держите свои обещания.

Серотонин мы получаем, если в чём-то превосходим других.

Дайте людям измеритель чего-бы то ни было, и они начнут меряться. Это могут быть разного рода лидерборды (кто больше, кто быстрее, кто лучше, кто меньше и так далее), символы статуса и награды (бейдж awwwards или оценка курируемой галереи на Behance).

Эндорфин мы получаем во время опасности для нашей жизни, в основном при болевых ощущениях. Благодаря ему мы чувствуем радость, когда превозмогая боль достигаем цели: тренируемся на износ, заканчиваем что-то важное, бьём свои рекорды.

Сглаживайте негатив, который пользователю необходимо будет пережить, и усиливайте действие эндорфина с помощью юмора.

https://medium.com/design-spot/cb37b9e0b629